По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543

Актуальные логистические решения для участников внешнеэкономической деятельности

С. В. Домнина канд. техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация
В. В. Сауткин Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, Российская Федерация, E-mail: v-sautkin-92@inbox.ru

Актуальность работы вызвана новыми ограничениями в работе участников внешнеэкономической деятельности. Введение санкций (более 13,0 тыс.) на товары, предприятия со стороны ЕС, США привело к сокращению товарооборота с этими странами и поиск новых поставщиков в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако, неудовлетворительный логистический сервис с указанными странами часто приводит к увеличению сроков доставки и росту суммарных издержек. Делается вывод о необходимости развития логистической инфраструктуры для транспортного обслуживания внешней торговли.

Литература:

1. Официальный портал ФТС России. Статистика URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 01.05.2023).

2. Открытие автомобильного моста «Благовещенск — Хэйхэ» // Источник: РИА Новости — Информационное агентство URL: https://ria.ru/20220610/most-1794446865. html?ysclid=lfiptktanu630421631 (дата обращения: 04.05.2023).

3. Открытие железнодорожного перехода «Нижнеленинское — Тунцзян» // Источник: Вести — Экономика URL: https://www.vesti.ru/finance/article/3259860 (дата обращения: 04.05.2023).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе URL: https://docs.cntd.ru/document/1900382?ysclid=lhrlpywo de447096730 (дата обращения: 11.05.2023).

5. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 N 3363-р <О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года> URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161?ysclid=lhrlxm1h26672003179 (дата обращения: 12.05.2023).

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении URL: https:// docs.cntd.ru/document/551113175?ysclid=lhrmihz9wm844145689 (дата обращения: 13.05.2023).

7. Росгранстрой. Информация по реконструкции пограничных переходов URL: https:// www.osfts.ru/novosti/2023/3608-rosgranstroj-soobshchil-o-planakh-po-rekonstruktsiipunktov-propuska?ysclid=lhro685a96896478845 (дата обращения: 15.05.2023).

Начало 2020-х гг. поставило логистику в список самых значимых функций для бизнеса. Среди вызовов можно отметить период пандемии, который сопровождался сокращением грузопотоков, снижением эффективности работы транспорта, увеличением сроков доставки. Однако, несмотря на трудности, логистические компании работали по ясным правилам, понятным всем его участникам.

Современный период стал новым вызовом для экспортеров, импортеров и логистических компаний. Уход с российского рынка крупных игроков предоставляет и новые возможности для российских компаний.

Целью данной работы является поиск логистических решений для новых поставщиков российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

На сегодняшний день, запреты и ограничения по отношению к России напрямую влияют на экономические показатели в части перевозимых товаров относительно Европы. Так, под запреты попали различные категории товаров для гражданского пользования. К этим товарам можно отнести: грузовые и легковые автомобили, специальные транспортные средства, строительные товары, различная электроника и электротехника, промышленные установки, а также товары, используемые в авиационной промышленности. По оценке Еврокомиссии, новые ограничения распространяются на экспорт из ЕС на сумму 11,4 млрд евро. Предыдущие пакеты санкций оцениваются в 32,5 млрд евро. Таким образом, ЕС ограничил почти половину (49%) своего экспорта в Россию.

Стоит отметить, что признаки перераспределения грузопотоков уже постепенно проявлялись ещё несколько лет назад. Это способствовало совершенствованию уже имеющихся путей сообщений, а также разработке новых, в том числе и международных транспротных коридоров. На рис. 1 представлена динамика внешней торговли с ведущими торговыми партнерами России, полученная на основе таможенной статистики ФТС РФ [1].

Проведенный анализ показал (рис. 1 и табл. 1), что торгово-экономические отношения с Китаем значительно укрепились, а прирост объема перевозимых товаров в денежном эквиваленте составил 21,2%, что говорит о важности и значимости развития путей сообщений между Российской Федерацией и КНР. Прирост обусловлен тем, что произошла замена европейских поставщиков и потребителей на китайских экспортеров и импортеров.

Для Цитирования:
С. В. Домнина, В. В. Сауткин, Актуальные логистические решения для участников внешнеэкономической деятельности. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: