Дата поступления рукописи в редакцию: 22.02.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 28.02.2025.
Основной целью программы импортозамещения в России является обеспечение независимости обороноспособности страны от импортных поставок, и в связи с этим необходимо изучить существующий механизм ценообразования в контексте формирования цен на продукцию двойного назначения. Изучаемый механизм формирования цены указан в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 12.08.2023) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В данном постановлении представлены пять методов ценообразования: метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены, затратный метод, метод индексации базовой цены и метод индексации по статьям базовых затрат. Эти методы оказывают существенное влияние на процесс определения цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, и становятся ключевыми в стратегии обеспечения оборонной безопасности страны [1].
В ситуациях, когда товары торгуются на бирже или имеются данные о ценах на товары в официальной статистической отчетности, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации о статистике, применяется метод анализа рыночных индикаторов [1].
Данный метод применяется следующим образом: в случае, когда товар является объектом биржевой торговли, его цена определяется так, чтобы она не превышала среднего значения биржевого индикатора за последние 45 дней до дня определения цены. Это учитывает условия поставки: сроки, объемы, авансирование и порядок расчетов. При необходимости среднее значение индикатора может быть рассчитано за другой период по согласованию с государственным заказчиком на основе аргументированного предложения поставщика. Когда товар не торгуется на бирже, но имеются официальные статистические данные о его цене, то цена товара определяется в пределах установленного в таких источниках значения цены с учетом условий поставки и предоставленных данных за предыдущие три месяца. И если цена товара определяется на другой временной период, чем имеющиеся данные о рыночных индикаторах (биржевых или статистических), то цена товара устанавливается на уровне, не превышающем расчетное значение рыночного индикатора, с учетом условий поставки и путем индексации последнего известного значения индикатора с использованием соответствующих индексов [1].