По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.95 DOI:10.33920/sel-10-2411-04

Актуальность проведения утилизации литийионных аккумуляторных батарей

Герасимов В. С. вед. спец., Е-mail: shrecycling@yandex.ru
Тишанинов И. А. мл. науч. сотр., Е-mail: tishaninov@yandex.ru
Градов Е. А. мл. науч. сотр., Е-mail: egradov@mail.ru

Представленные в статье методы восстановления литийионных батарей энергонасыщенной самоходной техники в какой-то мере решают проблему утилизации аккумуляторов. Рассмотренные методы утилизации литийионных батарей в целом отражает реальные возможности их внедрения как на специализированных предприятиях по утилизации техники и ее элементов, так и в организованных цехах (участках), созданных на предприятиях по техническому сопровождению машин.

Литература:

1. Дорохов А. С., Петрищев Н. А., Макаркин И. М., Поспелов А. Р., Саяпин А. С., Крюковская Н. С. Резервы повышения производительности надежности МТП в АПК // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 11. — С. 34–39.

2. Черноиванов В. И., Денисов В. А., Катаев Ю. В., Соломашкин А. А. Новая стратегия технического обслуживания и ремонта машин // Техника и оборудование для села. — 2021. — № 9 (291). — С. 33–36. DOI 10.33267/20729642-2021-9-33-36. EDN DQBNRT.

3. Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Тишанинов И. А., Мордасова М. С. Создание в АПК России наукоемкой системы утилизации сельскохозяйственной техники // Технический сервис машин. — 2022. — № 4 (149). — С. 29–36. DOI 10.22314/2618-8287-2022-60-4-2936. EDN CGROKE.

4. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. — 2018. — № 5 (22). — С. 73–78. EDN XQGFYT.

5. Игнатов В. И., Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Мишина З. Н. Формирование ресурсосберегающей эколого-ориентированной системы утилизации «Сельхозрециклинг». — М.: Редакция журнала «Механизация и электрификация сельского хозяйства», 2021. — 152 с. ISBN 978-56046183-6-3. EDN WYMKHJ.

6. Пухов Е.В. Основы формирования системы утилизации отходов технического сервиса сельскохозяйственной техники и транспортных машин. — Воронеж, 2013. — 156 с.

7. Кашкаров А. П. Аккумуляторы. Справочник. — М.: РадиоСофт, 2014. — 192 c.

8. Ольшанская Л. Н., Лазарева Е. Н., Клепиков А. П. Экологические аспекты утилизации литиевых химических источников тока // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2005. — № 1 (6). — С. 124–132.

9. Гринько Д. А. Утилизация автомобильных аккумуляторов // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 163–166.

10. Кравченко И. Н., Алдошин Н. В., Катаев Ю. В., Лесконог Ю. А. Формирование инновационных центров промышленной утилизации технических средств // Сельский механизатор. — 2017. — № 3. — С. 2–6. EDN ZDEDNV.

11. Алдошин Н. В., Ивлев А. А., Лесконог Ю. А., Лылин Н. А. Утилизация техники в системе АПК. — М.: Триада, 2014. — 222 с. ISBN 978-5-9546-0089-6. EDN TZRBRZ.

12. Дунаев А. В. Перспективы развития диагностики самоходных машин в АПК / А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства: Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции, Москва, 15–16 сентября 2015 г. — М.: Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства, 2015. — Ч. 2. — С. 73–75. — EDN URJFFD.

13. Костомахин М. Н. Нормирование показателей надежности машин / М. Н. Костомахин // Сельский механизатор. — 2012. — № 1. — С. 6–8. EDN OYJXNB.

14. Совин К. Г. Взаимодействие ДВС, КПП и ходовой части посредством обмена цифровыми данными в основном канале на примере трактора JOHN DEERE 7830 / К. Г. Совин, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 10. — С. 57–66. EDN YNHUJF.

15. Дорохов А. С. Проект цифровой системы для диагностирования ресурсоопределяющих узлов коробок перемены передач с гидравлическим управлением мобильных энергетических средств / А. С. Дорохов, М. Н. Костомахин, Н. А. Петрищев и др. // Технический сервис машин. — 2019. — № 4 (137). — С. 83–95. EDN NQQDFS.

16. Костомахин М. Н. Анализ результатов деятельности предприятий технического сервиса по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники / М. Н. Костомахин, М. И. Силина // Вестник ВИЭСХ. — 2013. — № 2 (11). — С. 84-87. EDN QBRKPP.

17. Костомахин М. Н. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Н. Костомахин, М. Я. Лукьянов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2012. — № 7. — С. 34–39. EDN PNOQSD.

18. Костомахин М. Н. Гармонизация государственных стандартов по техническому сервису на основе системы технического регулирования / М.Н. Костомахин, В. А. Шенкевич, Т. Н. Тенникова // Сельский механизатор. — 2013. — № 10. — С. 16–17. EDN RSQXJL.

19. Воронов А. Н. Метод определения фактического значения коэффициента отдачи аккумулятора / А. Н. Воронов, М. Н. Костомахин // Техника и оборудование для села. — 2015. — № 5. — С. 37–38. EDN TUHYNL.

20. Воронов А. Н. Выбор и обоснование параметров технического состояния аккумуляторной батареи / А. Н. Воронов, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2024. — № 6. — С. 27–29. — DOI 10.33920/sel10-2406-05. EDN DDKDQA.

21. Костомахин М. Н. Расчетная формула для определения остаточного ресурса деталей сельскохозяйственной техники / М. Н. Костомахин, А. Н. Воронов // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2020. — № 6. — С. 37–41. DOI 10.33920/sel-10-2006-05. EDN ZVVUZS.

В настоящее время литийионные батареи являются основным типом аккумулятора, используемого для питания электрифицированных энергонасыщенных транспортных средств. Масса литийионных батарей составляет от 15 до 30 % от общей массы машины. В ее состав входит значительное количество черных и цветных металлов, а также других ценных материалов, которые по окончании ее эксплуатации целесообразно восстанавливать и повторно использовать [1–3]. Еще в 2000-е гг. в России мобильных средств с электроприводом насчитывалось не более 0,5–1 % от общего парка машин. В настоящее время четко наметилась тенденция по развитию моделей энергонасыщенных транспортных средств, снабженных электроприводом. В агропромышленном комплексе это направление, безусловно, найдет свое применение [4], так как там требования экологической безопасности особенно важны при производстве сельскохозяйственной продукции.

Цель проведенных исследований — показать актуальность и перспективу использования литийионных аккумуляторных батарей энергонасыщенной техники, снабженной электроприводом.

В настоящее время наиболее распространенной технологией является метод физической утилизации литийионных батарей — наиболее простой в исполнении и не требующей значительных масштабов. Ее суть заключается в разрушении целостности ячейки с помощью специального оборудования, снабженного затворным механизмом, и ручном отборе материалов, требующих дальнейшего восстановления. Вся эта работа должна происходить в специально поддерживаемых условиях температуры и влажности (температура 21 °С, относительная влажность — 0,5), причина которых связана с одним из основных недостатков данного метода — риском пожаровзрывоопасности батареи во время процесса ее утилизации. Кроме того, в связи с неавтоматизированостью процесса данный метод обладает незначительной производительностью и постоянно варьирующим значением количества восстановимого материала (от 50 до 70 %) [5–7]. Поэтому был рассмотрен метод, способный справляться с задачей утилизации и лишенный описанных недостатков, общий процесс которого изображен на рисунке 1.

Для Цитирования:
Герасимов В. С., Тишанинов И. А., Градов Е. А., Актуальность проведения утилизации литийионных аккумуляторных батарей. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: