Определите востребованность фестиваля в вашем городе или регионе
Для любого фестиваля важно определить, будут ли его мероприятия востребованными. Бывает, что хорошо организованный и в нужном объеме профинансированный фестиваль проходит в полупустых залах. Поэтому важно проанализировать гастрольно-фестивальную карту города, найти жанровые и тематические лакуны и уже после этого определять формат, участников и продолжительность фестивального проекта.
Например, в Новосибирске с 1995 г. регулярно проводится международный Рождественский фестиваль искусств, программа которого традиционно состоит из музыкальной и драматической частей. А вот гастроли именно музыкальных театров редки, так как музыкально-театральные гастрольные проекты масштабны и затратны.
Таким образом, инициированный Новосибирским музыкальным театром фестиваль новых музыкально-театральных проектов «Другие берега» показал актуальность выбранного направления. Спектакли фестиваля проходят при аншлагах и вызывают живейший интерес у театральной общественности и критиков.
Выберите формат фестиваля
Для успешного построения всей концепции фестиваля нужно выбрать формат проведения фестиваля. Это самый важный этап, на котором должна присутствовать детальная проработка. Обязательно должен присутствовать творческий лидер. Не стоит забывать и об административном сотруднике, способном создать определенные границы для творца. В таблице перечень региональных и международных форматов.
Форматы фестиваля
География:
международный;
— всероссийский;
— региональный;
— городской.
Периодичность:
— ежегодный;
— один раз в два года;
— непрерывный.
Контент:
— «Памяти великого творца»;
— лучшие образцы того или иного вида искусства (либо нескольких видов) за определенный период.
Жанр:
— одножанровый;
— многожанровый.
В рамках фестиваля также можно предусмотреть дополнительные программы — образовательные, научные, профессиональные, лабораторные.
Проведение онлайн-трансляций как параллельная программа фестиваля
В период ограничений из-за пандемии продолжается работа по основным направлениям с использованием разных форм и идей взаимодействия с театрально-культурными сообществами, также аудиторией в социальных сетях.
В режиме прямой трансляции можно показать:
— церемонию открытия и награждения лауреатов фестиваля;
— отдельные мастер-классы, посвященные как творческим вопросам работы участников, так и менеджменту театральных институций, кружков, объединений.
При желании — выложить ролики интервью с жюри фестиваля, «видеоприветами» зарубежных участников, итоговыми результатами фестивальной программы.
Выберите контент и участников
Следует определить, как будете отбирать контент для фестиваля. Для этого формируют команду — определяют состав экспертов, которые будут отсматривать и предлагать продукт для фестиваля. Способы и критерии отбора пропишите в положении о фестивале. Они должны быть прозрачны и понятны потенциальным участникам. Установите временные рамки отбора: неделя, месяц и т.д. Это поможет определить итоговое количество участников.
Пример
На фестивале «Золотая маска» московскому зрителю демонстрируют лучшие спектакли со всей страны, поставленные за последний год.
Участников отбирают экспертные советы, в состав которых входят театральные критики, деятели культуры, эксперты. Отбор идет в течение года по категориям: драма (лучший спектакль, лучший режиссер, лучший актер и т.д.), опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, куклы, эксперимент. Также есть программы Off , Маска+ и Детский Weekend. Сам фестиваль проводят в течение трех месяцев.
Найдите финансирование
Финансирование на фестиваль, так же как на любой проект или постановку, можно получать из нескольких источников. Возможна государственная поддержка (гранты федеральных/региональных/местных органов власти) или спонсорская помощь. Можно использовать собственные средства учреждения.
Возможность получения средств из того или иного источника напрямую связана с форматом фестиваля и контентом, который на нем демонстрируют. Что касается государственной поддержки — сложно получить финансирование впервые. Необходимо правильно составить заявку, указав социальную значимость и общественную необходимость фестиваля.
Важно
Госсредства охотней выделяют, если идея или формат фестиваля подпадает под государственную программу — например, памятной даты, юбилея.
В случае успешного проведения первого (пилотного) фестиваля и, что немаловажно, успешной сдачи отчетности у вас будут хорошие шансы получить средства и на последующие фестивали.
Получить поддержку из частных источников, с одной стороны, проще, но тут важно понимать интересы финансирующей стороны. Чем заинтересовать? Что предложить?
Самый лучший вариант, когда у вас есть собственный бюджет на проведение как минимум первого фестиваля.
Соберите команду для проведения фестиваля
Важен подбор административно-технической команды для проведения фестиваля. Чаще всего это проектная работа, требующая непосредственного включения в процесс на короткий промежуток времени. В связи с этим это должна быть команда единомышленников, обязанности внутри команды должны быть четко регламентированы. Важная задача руководителя — расставить приоритеты и составить пошаговый план реализации с жестким распределением полномочий. Любая ошибка на стадии подготовки может стоить значительных материальных и физических затрат. Ошибки могут сказаться и на имидже театра.
Посмотрите на схеме продуманную административную структуру Всероссийского театрального фестиваля имени Александра Володина «Пять вечеров».
Схема. Административная структура фестиваля «Пять вечеров»
Пригласите участников фестиваля
Когда определили участников фестиваля, вам необходимо обеспечить их приезд из другого города или страны. Обычно фестиваль заключает договоры на совместное проведение мероприятия с коллективами-участниками. Говоря простым языком — фестиваль готовит площадку проведения, а коллективы демонстрируют свое творчество.
В договоре с каждым участником прописывают дату и время проведения спектакля. Оговаривают условия приезда, обязанности участника и принимающей стороны. Обозначают, какие услуги предоставляет фестиваль (проживание, питание, проезд, транспортировку декораций и оборудования и т.д.), а что на себя берет участник.
Исполнение любого произведения сопряжено с использованием авторских прав. Обычно урегулирование этого процесса ложится на плечи того лица, которое продает билеты и получает прибыль, но в договоре можно предусмотреть иное — пропишите условие отдельной статьей.
На этапе подготовки фестиваля важную роль играет технический директор / техническая команда. Основная задача — продемонстрировать зрителю продукт в оригинальном варианте или максимально приближенном к нему. Большая ответственность лежит на людях, занимающихся согласованием технической стороны — от их профессионализма зависит график всех работ, их стоимость.
На фестиваль приезжают спектакли разного масштаба, как со стороны зала (малая, средняя, большая форма), так и со стороны сцены. У каждого спектакля свои требования, прописанные в техническом райдере / техническом описании спектакля. В первую очередь необходимо подобрать площадку, максимально повторяющую площадку стационара. Это будет способствовать упрощению адаптации. Самый длительный процесс подготовки спектакля на выезде — это его монтаж. Некоторые считают, что для качественной подготовки спектакля на чужой площадке обязательно необходим монтажный день, но в современных реалиях, рыночных отношениях и при желании экономить бюджет организаторы фестиваля чаще пытаются найти компромисс и не оплачивать лишний день на площадке. Обычно этот вопрос решается ночными монтажами, но тут важно правильно рассчитать смету этого мероприятия, иногда стоимость ночных работ выше, чем стоимость аренды площадки в дополнительный день.
Подготовьтесь к форс-мажору
Даже в условиях идеальной подготовительной работы нет гарантии, что все пройдет так, как запланировано, — рейсы задерживаются, график сбивается, в афиши закрадывается неверная информация. Заранее просчитайте риски — запланируйте решение на все критические ситуации, которые могут произойти. Это поможет сэкономить значительные ресурсы, как человеческие, так и финансовые.
Подведите итоги фестиваля
Самое важное в финале работы — подвести итоги (посмотрите рисунок). Просчитать результаты. Самый лучший способ — заранее определить критерии оценки успешности. Это поможет избежать ошибок в будущем.
Схема. Подведение итогов