Прежде всего, это законопроекты, связанные с цифровой экономикой. Идет большая работа, тема сложная, сейчас есть понимание, каким должен быть ко второму чтению законопроект о цифровых финансовых активах. Их называют цифровыми правами и вся идеология проекта закона будет привязана к правам инвестора и ответственности эмитента цифровых активов. Закон о цифровых финансовых активах будет давать основные определения инструментов, которые работают на этом рынке; общие правила регулирования этих инструментов.
Закон о краудфандинге должен установить требование к инвестиционным площадкам, через которые инициаторы проектов смогут привлекать инвестиции от бизнеса и физических лиц. Здесь нам важно четко прописать требования по допуску квалифицированных инвесторов, поскольку через такие площадки будут предлагаться, прежде всего, стартапы. Это венчур и, соответственно, риски вложений здесь выше средних по рынку. В законе о рынке ценных бумаг и, возможно, в законопроектах о цифровых активах мы рассмотрим новые подходы к определению квалифицированных инвесторов. Изучаем возможность определения квалификации инвесторов удаленно – на основе тестов, ответов на целую группу вопросов.
Эти законы могут быть приняты уже в октябре и сразу вступят в действие, поскольку краудфандинговые платформы у нас уже работают, десятки площадок уже привлекают средства на различные проекты и здесь просто надо защитить инвесторов, которые уже через эти площадки инвестируют…
В осенней повестке комитета есть целый блок вопросов, связанных с потребительским кредитованием, с микрофинансированием. К сожалению, поступает очень много жалоб на микрофинансовые организации, на грабительские кредиты, которые, по сути, третируют наше население. И здесь нам надо четко прописать нормы, которые бы позволяли сдержать, а лучше сократить закредитованность населения. Мы собираемся в ближайшее время принять закон, по которому предельное начисление процентов, штрафов, пеней не будет превышать основное тело кредита более чем в полтора раза. Напомним, что сейчас по законодательству допустимо превышение в три раза, то есть мы двукратно уменьшаем нагрузку на заемщиков. Планируется ограничение для МФО – не более 1 % в день, то есть максимальная ставка в перечислении на год составит не более 365 %, а не 700–1000 %, как имеет место быть. Причем эта норма будет действовать и для коротких займов, так называемых «займов до зарплаты». Как известно, планируется ограничить доступ к кредитам уровнем, при котором общий платеж по ним не может превышать 50 % дохода семьи – это позволит снизить чрезмерную закредитованность.