4 июня 2018 года состоялось совместное заседание трех профильных Комитетов Государственной Думы по рассмотрению годового отчета Центрального банка за 2017 год.
Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе заседания назвал взаимодействие специально созданной рабочей депутатской группы с руководителями направлений Центрального банка «откровенным и очень полезным разговором для обеих сторон». Анатолий Аксаков отметил, что структура и содержание отчета в целом отвечают функционалу Банка России как единого финансового регулятора.
Одновременно он высказал мнение, что в настоящее время сложились условия для поэтапного перехода к нейтральной денежно-кредитной политике и снижению ключевой ставки. «Избыточно высокие реальные ставки сдерживают рост кредитования населения и бизнеса, что отрицательно сказывается на потребительском спросе и инвестициях, а в конечном итоге – на темпах экономического роста», – заявил Анатолий Аксаков. По его словам, Комитеты, как и ранее, при рассмотрении отчетов за предыдущие годы, считают, что Банком России уделяется недостаточное внимание как анализу причин низких темпов экономического роста, так и предложению возможных мер, находящихся не только в сфере ответственности Банка России, но и правительства, по стимулированию роста ВВП.
Он также озвучил основные вопросы к Центральному банку, высказанные депутатами, в их числе взаиморасчеты в национальных валютах, доступность финансовых услуг на территориях, усиление ответственности за нелегальную деятельность в сфере потребительского кредитования, рост тарифов за эквайринг и interchange.
Говоря о поддержке малого бизнеса, Анатолий Аксаков напомнил о реформе по переходу к пропорциональному регулированию банковской системы – банки с базовой лицензией будут преимущественно ориентированы на кредитование субъектов малого и среднего бизнеса. По его мнению, в этой связи Банку России предстоит предусмотреть возможность применения дополнительных стимулирующих мер в регулировании этих кредитных организаций. Одновременно Комитеты поддержали проводимую Банком России политику по централизации надзорных полномочий и применению риск-ориентированных подходов.