Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию [1] подчеркивал, что подготовка медицинских кадров является ключевым вопросом для медицинских учреждений системы здравоохранения. При этом в приоритетном порядке должно быть обеспечено специалистами первичное звено (поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты), для развития которого необходимо решать вопросы дефицита медицинских кадров, включающие их социальную поддержку и материальные стимулы. Такими оперативными мерами можно считать, например, организацию первичной медико-санитарной помощи, максимально приближенной к месту жительства, работы или обучения пациентов, то есть по территориально-участковому принципу.
Очевидно, что необходимо совершенствовать порядок приема в вузы по медицинским специальностям, а именно расширять целевой прием, организация которого регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Так, согласно ст. 56 закона, тот, кто поступает на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо уже проходит обучение по соответствующей образовательной программе, может получать образование в порядке договора о целевом обучении, заключенного с соответствующим «заказчиком», в лице которого могут выступать:
• орган исполнительной власти (федеральный, региональный или местный);
• юридическое лицо;
• индивидуальный предприниматель.
На наш взгляд, целевой набор (и соответствующее целевое распределение выпускников) повышает требования к качеству образования, поскольку ожидания «заказчика» этих медицинских кадров связаны не только с современной теоретической подготовкой, но и с наличием практических навыков выпускников, определенным уровнем их профессиональной компетенции. Безусловно, это соединение теории с практикой отражает цель законодателя, внедряющего целевую подготовку медицинских кадров и одновременно обеспечивающего потребности регионов в медицинских кадрах.