По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2404-06

Актуализация практической подготовки в медицинском образовании

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

В настоящее время вопрос эффективности подготовки медицинских кадров является ключевым для сферы здравоохранения. Целевым направлением подготовки медицинских кадров является сочетание в образовательном процессе теоретических занятий и выработки практических навыков. В статье проведен сравнительный анализ норм, регламентирующих особенности практической подготовки по образовательным программам разного уровня, особенности практической подготовки по программам медицинского образования. Рассмотрены сетевые формы реализации практической подготовки, требования к их ресурсному обеспечению, а также существующие положения, регламентирующие практическую подготовку по программам медицинского образования, и направления ее совершенствования.

Литература:

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/.

3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с Положением о лицензировании образовательной деятельности) [Электронный ресурс]. — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/.

4. Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 435н «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203765/.

5. Гардеробова Л.В., Бахтина И.С. Сетевое партнерство в реализации программ дополнительного профессионального медицинского образования // Методология и технология непрерывного профессионального образования. — 2021. — № 3 (7). — С. 10–15 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50001659.

6. Петров В.И. Биоэтика и сетевое образование в медицинских вузах // Биоэтика. — 2022. — Т. 15, № 2. — С. 3–5 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49772001.

7. Серак Е.В. Актуальные вопросы медицинского образования: профессиональный потенциал гуманитарных знаний / В сб.: IХ Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научной конференции. — СПб., 2021. — С. 73–76 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47136227.

8. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2019. — Т. 27, № 2. — С. 290–302 [Электронный ресурс]. — URL: http://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180/17403.

9. Ходырева Е.А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 6. — С. 56–65 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501709.

10. Яковлева Н.О., Бубнова И.С. Организация профильного обучения: модели, ресурсы, возможности сетевого взаимодействия // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50789833.

1. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 01/15/2020 [Electronic resource]. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/.

2. Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated 12/29/2012 No. 273-FZ [Electronic resource]. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/.

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 966 dated 10/28/2013 “On licensing of educational activities” (together with the Regulation on licensing of educational activities) [Electronic resource]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153731/.

4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 30.06.2016 N 435n “On approval of the standard form of an agreement on the organization of practical training of students concluded between an educational or scientific organization and a medical organization or an organization engaged in the production of medicines, an organization engaged in the production and manufacture of medical devices, a pharmacy organization, a forensic expert institution or other organization engaged in activities in the field of health protection” [Electronic resource]. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203765/.

5. Wardrobe L.V., Bakhtina I.S. Network partnership in the implementation of programs of additional professional medical education // Methodology and technology of continuing professional education. 2021. No. 3 (7). Р. 10–15 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=50001659.

6. Petrov V.I. Bioethics and network education in medical universities // Bioethics. 2022. Vol. 15. No. 2. Р. 3–5 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49772001.

7. Serak E.V. Topical issues of medical education: the professional potential of humanitarian knowledge / In the collection: IX Luga scientific readings. Modern scientific knowledge: theory and practice. Materials of the international scientific conference. St. Petersburg, 2021. Р. 73–76 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=47136227.

8. Sidorova A.A. Cooperation between universities and business: areas of interaction // Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Economics. 2019. Vol. 27. No. 2. Р. 290–302 [Electronic resource]. — Access mode: http://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180/17403.

9. Khodyreva E.A. Features of assessing the quality of implementation of network educational programs of higher education // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2019. No. 6. Р. 56–65 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501709.

10. Yakovleva N.O., Bubnova I.S. Organization of specialized training: models, resources, networking opportunities / Materials of the I All-Russian scientific and practical conference / Krasnodar, 2023 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=50789833.

Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию [1] подчеркивал, что подготовка медицинских кадров является ключевым вопросом для медицинских учреждений системы здравоохранения. При этом в приоритетном порядке должно быть обеспечено специалистами первичное звено (поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты), для развития которого необходимо решать вопросы дефицита медицинских кадров, включающие их социальную поддержку и материальные стимулы. Такими оперативными мерами можно считать, например, организацию первичной медико-санитарной помощи, максимально приближенной к месту жительства, работы или обучения пациентов, то есть по территориально-участковому принципу.

Очевидно, что необходимо совершенствовать порядок приема в вузы по медицинским специальностям, а именно расширять целевой прием, организация которого регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Так, согласно ст. 56 закона, тот, кто поступает на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо уже проходит обучение по соответствующей образовательной программе, может получать образование в порядке договора о целевом обучении, заключенного с соответствующим «заказчиком», в лице которого могут выступать:

• орган исполнительной власти (федеральный, региональный или местный);

• юридическое лицо;

• индивидуальный предприниматель.

На наш взгляд, целевой набор (и соответствующее целевое распределение выпускников) повышает требования к качеству образования, поскольку ожидания «заказчика» этих медицинских кадров связаны не только с современной теоретической подготовкой, но и с наличием практических навыков выпускников, определенным уровнем их профессиональной компетенции. Безусловно, это соединение теории с практикой отражает цель законодателя, внедряющего целевую подготовку медицинских кадров и одновременно обеспечивающего потребности регионов в медицинских кадрах.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Актуализация практической подготовки в медицинском образовании. Бухучет в здравоохранении. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: