Сегодня обсудим практику применения таможенными органами положений законодательства в условиях происходящих процессов либерализации административного и уголовного законодательства и ответственности по данным нарушениям. Эти вопросы, на наш взгляд, имеют особую актуальность, поэтому на протяжении последних лет мы с вами тесно сотрудничаем по их решению. Федеральная таможенная служба стремится выработать условия для стимулирования работы честного бизнеса, действенные правовые подходы, оказывающие предупредительное воздействие, меры профилактики нарушений, исключить причины и условия, способствующие их совершению. В условиях, когда наша страна столкнулась с незаконным санкционным давлением, одним из решений президента и правительства по поддержке отечественного бизнеса явилось существенное смягчение государственного контроля и законодательства в различных сферах, в том числе связанных с ответственностью за нарушения таможенных правил.
Основные меры по либерализации административной ответственности сформулированы в трех законах, которые были приняты в 2022 г.: это Федеральные законы от 26.03.2022 № 70 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», от 13.07.2022 № 235 «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и от 14.07.2022 № 290 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"». Каждый из этих законов последовательно либерализовал и смягчил ответственность по целому ряду составов и нарушений, предусмотренных главами 16 и 15 КоАП России. Что касается уголовного законодательства, ФТС направлены в правительство предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части увеличения порогового значения к составам преступлений, предусмотренных статьями 193.1, 194 и 200.2 УК России (ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов», ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица», ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». — Прим. ред.). Предложения следующие: повышение крупного и особо крупного размеров преступления, предусмотренных статьей 193.1: крупного — с 9 млн до 13,5 млн руб., особо крупного — с 45 млн до 65 млн руб.; преду смотренных статьей 194: крупного — с 2 млн до 3 млн руб., особо крупного — с 6 млн до 9 млн руб.; предусмотренных статьей 200.2: крупного — с 250 тыс. до 375 тыс. руб. Для отдельных товаров, перечень которых определяется Правительством РФ, предусмотрено сохранение крупного и особо крупного размеров в действующей редакции. Сегодня эти предложения проходят технико-процессуальную проверку в Минюсте, но, думаю, не заставят себя долго ждать. Напомню, что с 12 апреля 2020 г. в примечании к статье 193 УК порог крупного размера увеличен более чем в 11 раз — с 9 млн до 100 млн руб., особо крупный размер — более чем в 3 раза — с 45 млн до 150 млн руб. (ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации». — Прим. ред.).