В современном мире ожирение является одним из наиболее распространенных заболеваний и представляет собой серьезную медико-социальную проблему. В настоящее время наблюдается резкий рост частоты ожирения, которая различна в разных странах — от 0,5–1 % в Индии и Китае до значений более 25 % в США. В Европе избыточную массу тела или ожирение имеют более 50 % лиц в возрасте 35–65 лет [38].
Проблема ожирения актуальна не только для взрослых, но и для детей и подростков. В развитых странах мира до 15 % детей и подростков страдают ожирением, а у 25 % имеется избыточная масса тела, причем у мальчиков чаще, чем у девочек [40]. По данным скрининговых исследований, в России ожирение встречается у 5,5 % детей, проживающих в сельской местности, и у 8,5 % детей — в городской [2]. У детей с ожирением в последующем возникают более тяжелые формы ожирения, чем при развитии ожирения во взрослой жизни [1]. Подростковое ожирение влияет на уровень заболеваемости и смертности во взрослом периоде независимо от массы тела в этом возрасте [26]. В связи с этим проблема ожирения среди детей подросткового возраста и его осложнения требуют повышенного внимания к данной патологии.
Пубертатно-юношеский диспитуитаризм (ПЮД) является одной из наиболее частых причин развития ожирения в подростковом периоде. Заболевание встречается у 4 % подростков и юношей в возрасте 11–18 лет. По современным представлениям ПЮД — это нейроэндокринный синдром, обусловленный дисфункцией гипоталамо-гипофизарной системы и проявляющийся главным образом гормонально-обменными нарушениями и вегетативно-сосудистыми расстройствами [13].
Важной проблемой при ожирении, манифестировавшем в пубертатный период, является наличие артериальной гипертензии (АГ). Известно, что при данной патологии гипертензия встречается в 70 % случаев, причем чаще у юношей [6, 11]. Одним из ключевых звеньев в развитии этого осложнения при пубертатном ожирении является инсулинорезистентность.
Имеется множество данных, подтверждающих связь повышенного уровня инсулина сыворотки крови и гипертензии, причем данная взаимосвязь прослеживается независимо от степени ожирения и связана с абдоминальным типом распределения жировой ткани [12, 15]. Связь гиперинсулинемии и инсулинорезистентности с наличием гипертензии при ожирении наблюдается уже в подростковом возрасте [44]. При подробном изучении данного вопроса было выяснено, что по мере стабилизации АГ наблюдается повышение инсулинового ответа на введение глюкозы, что может являться подтверждением участия хронической эндогенной гиперинсулинемии в становлении АГ [15].