При сохранении и развитии рыночных механизмов и стимулов требуются целенаправленные действия государства, активная государственная политика в области инвестиций. Применительно к инвестиционной сфере в государстве можно выделить два основных направления: непосредственное участие в капиталовложениях, формирование благоприятного инвестиционного климата.
В ходе осуществления своих функций по регулированию экономики государство может и должно перераспределять финансовые потоки, частично направляя их в инвестиционную сферу. Ресурсы рождаются экономическим оборотом. Государству следует оживить его, и средства появятся: растущее производство само себя обеспечивает.
Требуется задействовать неиспользуемые источники и полученные средства сконцентрировать на точно выверенных приоритетных направлениях. Речь идет прежде всего о неналоговых источниках, так как налоги пополняют бюджет.
По мере реструктуризации государственной собственности и развития частного капитала в России государство должно передавать наиболее эффективные предприятия в руки потенциальных инвесторов, оставляя за собой право блокирующего голоса в принятии решений по основным вопросам развития предприятия. Особенно это касается крупнейших предприятий национального значения, где, к сожалению, регулирующая функция государства прослеживается пока только в части наведения финансовой дисциплины по уплате налогов. Отсутствие должного контроля со стороны государства за приватизированными предприятиями оборачивается тем, что инвесторы не соблюдают своих обязательств по развитию производственной базы предприятия, напротив, выкачивают оттуда все ликвидные ресурсы, оставляя на предприятии изношенные основные фонды и огромные долги. Нередко зарубежные фирмы пользуются этим способом с целью устранения конкуренции со стороны российских производителей. То же происходит и с казенными предприятиями, вокруг которых образовалось множество посреднических фирм, замыкающих на себе финансовые потоки предприятия [1, 2].