Нокардиоформные актиномицеты – это ветвящиеся или мицелиальные бактерии, размножающиеся фрагментацией всех или отдельных частей их гиф с образованием неравномерных палочковидных и коккоидных элементов, которые затем дают начало новому мицелию [1]. К ним относятся бактерии родов Nocardia (вызывают нокардиоз – инфекционное заболевание сельскохозяйственных животных, характеризующееся гнойным воспалением лимфатических сосудов, молочной железы, грануломатозным поражением органов дыхания, а также кожи и подкожной клетчатки) и Rhodococcus (вызывают родококоз у свиней и лошадей), близкие по составу и структуре химических компонентов клеточных стенок. Близкое генетическое, иммунологическое, хемотаксономическое родство Nocardia и Rhodococcus с микобактериями обусловливает параспецифическую сенсибилизацию макроорганизма к туберкулину. В условиях хозяйств, благополучных по туберкулезу, при контрольном убое положительно реагирующих животных обнаруживались патологоанатомические изменения, характерные для туберкулеза. Бактериологическими исследованиями материала от убитых животных выделяли культуры родококков и нетуберкулезных микобактерий.
Ранее нашими исследованиями было показано наличие у животных, положительно реагирующих на туберкулин, актиномицетной инфекции, вызванной родококками [2].
Установлено широкое распространение нокардий, родококков и атипичных микобактерий в природе, что подтверждается выделением из биологического материала нокардий в 14,28 % случаев и 43,65 % – из объектов внешней среды, родококков – в 25,1 и 56,34 % соответственно [3].
Заражение нокардиоформными актиномицетами происходит преимущественно алиментарным путем. Устойчивость новорожденного молодняка сельскохозяйственных животных к туберкулезу и другим актиномицетным инфекциям основывается не только на неспецифическом иммунитете, но и на защите желудочно-кишечного тракта от патогенов индигенной микрофлорой, причем оба эти фактора находятся в тесной связи. Как известно, у новорожденных животных формирование нормальной микрофлоры в оптимальных условиях происходит к концу первого месяца жизни, а при наличии в окружении большого количества патогенной и условно-патогенной «хлевной» микрофлоры формирование задерживается до года. Формирование неспецифического клеточного иммунитета также происходит у животных к концу второго месяца жизни. По мнению ряда исследователей, нормальная кишечная микрофлора обеспечивает целостность многих систем организма, связанных с формированием общей лимфоретикулярной иммунной системы и локального местного иммунитета слизистой кишечника, периферической иммунной, гормональной и эндокринной систем [4].