Решение любой социальной или научной проблемы начинается с признания факта наличия сложной ситуации. Однако проблемы, возникающие перед обществом, не могут быть решены на том же уровне, на котором они проявляются, ибо многие социальные проблемы имеют мировоззренческие, ценностные корни. Поэтому переосмысление «базовых» ценностей, новый осознанный взгляд на те ценности, что делают человека «Человеком», — это один из способов трансформации не только ментальной и духовной сферы человеческой жизни, но и вcех сфер общественного бытия, так как эти сферы взаимозависимы и тесно переплетены. Мы в рамках данной статьи не будем поднимать классический вопрос о «первичности материального или духовного бытия», но будем исходить из той мировоззренческой парадигмы, которая базируется на сотворенности всего явленного и неявленного бытия Единым Создателем, и не просто «один раз сотворившим и далее не участвующим в земных делах», а «ежесекундно бдящим за сердцем человека, направляющим его, дающим ему пропитание на каждый день». Вот этот момент очень тонкий и важный, ибо требует не просто глубокого понимания умом, но и принятия всем сердцем. Восприятие всего бытия, жизни, возникшей случайно, детерминированной эволюционными процессами, в начале которой был просто случайный «большой взрыв», является той мировоззренческой платформой, откуда дается старт на поиски социального благополучия в заведомо ложном направлении.
С недавнего времени начались процессы антиглобализации, происходит осмысление того, что мы — как человечество — одновременно едины, но многообразны. В процессе глобализации появилась массовость в культуре, в традициях, начали стираться неповторимые национальные особенности, характерные только для того или иного народа.
Ни для кого не секрет, что в течение более 70 лет государственная политика Советского Союза строилась на создании единой нации «советских людей» — свободомыслящих, без нации, без принадлежности к какой-либо религиозной конфессии и строящих коммунизм. В сознании не только простого человека, но и ученых в течение десятилетий формировалась картина, где любая религия представлялась примитивно-тривиальной, учением, обращенным в прошлое, оправдывающим слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность.