По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013:343.825:2–184 DOI:10.33920/pol-01-2312-04

Аксиологическо-религиозные аспекты решения социально-педагогических проблем современности

Вильданова Гюзель Булатовна д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, e-mail: guzbulat75@mail.ru

Проблема религиозного и культурного воспитания и образования является одной из актуальных проблем социальной политики. Безграмотность в плане знания своих исторических корней, истинных культурных ценностей, отсутствие духовно-нравственных приоритетов в молодежной среде — все эти факторы могут представлять угрозу национальной безопасности России по сохранению ее целостности. В данной статье раскрываются некоторые причины возникновения социальных проблем и предлагаются пути решения возможных конфликтных ситуаций.

Литература:

1. Вильданова Г. Б., Вильданов У. С. Мировоззренческие аспекты воспитания и образования в полиэтничной среде. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015; № 11–1 (61): 34–36.

2. Вильданов Х. С., Вильданов У. С. Роль материальных и духовных ценностей в развитии национальных культур. Социально-гуманитарные знания. 2014; 10: 105–110.

3. Файзуллин Ф. С., Вильданов У. С., Вильданов Х. С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. М.: Наука, 2008; 291 с.

4. Вербер Б. Энциклопедия относительного и абсолютного знания. М.: ГЕЛЕОС: РИПОЛ классик, 2008; 272 с.

1. Vildanova G. B., Vildanov U. S. Mirovozzrencheskie aspekty vospitaniia i obrazovaniia v polietnichnoi srede [Worldview aspects of upbringing and education in a multiethnic environment] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice]. 2015; 11–1 (61): 34–36. (In Russ.)

2. Vildanov Kh. S., Vildanov U. S. Rol materialnykh i dukhovnykh tsennostei v razvitii natsionalnykh kultur [The role of material and spiritual values in the development of national cultures] // Sotsialno-gumanitarnye znaniia [Social and Humanitarian Knowledge]. 2014; 10: 105–110. (In Russ.)

3. Faizullin F. S., Vildanov U. S., Vildanov Kh. S. Gnoseologicheskii analiz tsennostei i tsennostnykh orientatsii [Epistemological analysis of values and value orientations]. M.: Nauka, 2008; 291 p. (In Russ.)

4. Verber B. Entsiklopediia otnositelnogo i absoliutnogo znaniia [Encyclopedia of relative and absolute knowledge]. M.: GELEOS: RIPOL classic, 2008; 272 p. (In Russ.)

Решение любой социальной или научной проблемы начинается с признания факта наличия сложной ситуации. Однако проблемы, возникающие перед обществом, не могут быть решены на том же уровне, на котором они проявляются, ибо многие социальные проблемы имеют мировоззренческие, ценностные корни. Поэтому переосмысление «базовых» ценностей, новый осознанный взгляд на те ценности, что делают человека «Человеком», — это один из способов трансформации не только ментальной и духовной сферы человеческой жизни, но и вcех сфер общественного бытия, так как эти сферы взаимозависимы и тесно переплетены. Мы в рамках данной статьи не будем поднимать классический вопрос о «первичности материального или духовного бытия», но будем исходить из той мировоззренческой парадигмы, которая базируется на сотворенности всего явленного и неявленного бытия Единым Создателем, и не просто «один раз сотворившим и далее не участвующим в земных делах», а «ежесекундно бдящим за сердцем человека, направляющим его, дающим ему пропитание на каждый день». Вот этот момент очень тонкий и важный, ибо требует не просто глубокого понимания умом, но и принятия всем сердцем. Восприятие всего бытия, жизни, возникшей случайно, детерминированной эволюционными процессами, в начале которой был просто случайный «большой взрыв», является той мировоззренческой платформой, откуда дается старт на поиски социального благополучия в заведомо ложном направлении.

С недавнего времени начались процессы антиглобализации, происходит осмысление того, что мы — как человечество — одновременно едины, но многообразны. В процессе глобализации появилась массовость в культуре, в традициях, начали стираться неповторимые национальные особенности, характерные только для того или иного народа.

Ни для кого не секрет, что в течение более 70 лет государственная политика Советского Союза строилась на создании единой нации «советских людей» — свободомыслящих, без нации, без принадлежности к какой-либо религиозной конфессии и строящих коммунизм. В сознании не только простого человека, но и ученых в течение десятилетий формировалась картина, где любая религия представлялась примитивно-тривиальной, учением, обращенным в прошлое, оправдывающим слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность.

Для Цитирования:
Вильданова Гюзель Булатовна, Аксиологическо-религиозные аспекты решения социально-педагогических проблем современности. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: