Недавно в моей творческой жизни художника произошло важное событие — меня, Мочалову Ольгу Борисовну, избрали почетным членом (академиком) Российской Академии народного искусства. Когда это произошло, мои друзья и коллеги озадачили меня вопросом: «Разве ты занимаешься народным искусством: палехской или жостовской росписью, изготавливаешь лубки и тому подобное? У тебя же совсем другое направление в живописи и графике!»
Но почему же другое? Как раз именно народное. По большому счету все искусство у нас — народное. Потому что пишем и рисуем мы для людей, а не для себя и своего удовольствия. И истоки любого направления искусства, будь то реализм или абстракция, уходят корнями в народное творчество. По сути своей народное искусство выросло из народного творчества, развилось, расширилось, охватывая все новые стороны человеческой жизни в разных ее проявлениях, осовременилось и сделало народное творчество одним из своих многочисленных ответвлений, не принижая и не умаляя его ценности, а, наоборот, продолжая подпитываться его истоками.
Особенно явно прослеживается связь «народного» с современным в графических иллюстрациях, где художник иллюстрирует эпические произведения, сказки, но с позиции 21-го века. Так, например, поэт Анна Гедымин написала книгу «Азбука веселой нечисти». Создана она была для того, чтобы маленькие читатели имели представление о том, что рассказывали их далеким сверстникам и чем они жили, но рисунки, отражающие древних персонажей, должны были быть понятыми и принятыми сегодняшней детворой. То есть включать в себя элементы как народной графики, так и современной. И, конечно же, необходимо было учитывать несколько измененный психологический аспект восприятия. Вообще что может быть более близко людям, чем психологическое искусство? Искусство, которое решает личностные проблемы визуальными методами. «Художник по своей природе врач, исцелитель! Но если он никого не врачует, то кому и на что он нужен?» — писал Осип Мандельштам и был абсолютно прав.