По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Академический самиздат

Известнейший математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц занял должность придворного библиотекаря ганноверского герцога, использовав служебное положение для издания собственных работ по многочисленным отраслям науки. Сам написал — сам издал — сам разослал своим немногочисленным читателям. Но то, что было возможно в XVII в., уже не отвечает современным представлениям об академической жизни.

В последние годы возник особый рынок типографских услуг, направленных на удовлетворение спроса в печати монографий и учебных пособий за счёт автора. Вероятно, этот спрос продиктован «вилкой» между формальными требованиями для присвоения определённого учёного звания или степени (наличие публикаций определённого объёма) и скоростью работы профильных вузовских, учебных и научных издательств.

То же самое происходит и в сфере статей — можно месяцами ждать очереди на публикацию в престижном отраслевом журнале либо за скромное вознаграждение издать статью «для галочки» в маленьком сборнике с громким названием.

Конечно, в наш век коммерциализации образования и массового плагиата встречаются и не вполне добросовестные авторы, которые сознательно идут на то, что их публикация будет практически недоступна для читателей (чем меньше её увидят, тем лучше!), оставаясь строчкой в резюме. В качестве курьёза стоит вспомнить большой диссертационный скандал в 2013 г., когда, согласно докладу МОН, в среднем три из четырёх публикаций соискателей степеней оказались липовыми1.

Кто-то излишнее значение придаёт внешним атрибутам: неактуальная и в целом бессмысленная книга может издаваться в дорогом кожаном переплёте с золотым тиснением. Смысл такой книги — стоять на полке стеллажа из красного дерева, она предназначена для зрителей, а не для читателей. Это предмет роскоши, а не инструмент образования и науки.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов констатировал: «Среднее состояние российской экономической науки… очень тяжёлое. И это касается всей социальной науки. Она формировалась с нуля; в 1990-е было впечатление, будто экономист — это человек, который знает волшебное слово, которое позволит сразу разбогатеть. На этом поднялась масса “напёрсточников”. Есть “напёрсточники”-преподаватели, которые прочли 2–3 книжки и их повторяют. Есть “напёрсточники” среди исследователей, которые работают на рынке госзаказа и издают толстые отчёты, наполненные белибердой, — обычно такие трудятся в связке с коррумпированными чиновниками, которые через них отмывают деньги»2.

Для Цитирования:
Академический самиздат. Ректор ВУЗа. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: