Большое влияние на развитие организаций высшей школы оказывает академическая мобильность, которая позволяет вузам встраиваться в систему транснациональных образовательных связей, и одновременно показывает уровень академического и научного потенциала. В Лондонском коммюнике, принятом по результатам встречи министров образования в Лондоне еще в мае 2007 г., подчеркивается: «Мобильность преподавателей, студентов и выпускников является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства». Таким образом, академическая мобильность существенно способствует повышению доступности, качества и эффективности образования, является важным инструментом формирования глобального образовательного пространства и обеспечения мобильности человеческого капитала в целом.
При решении геополитических задач развитие открытого дистанционного образования является важным инструментом формирования различных форм капитала, ведения успешной борьбы за рынки трудовых и интеллектуальных ресурсов [1, С. 16]. Возникает так называемый «распределенный университет», важной целью которого является формирование образовательного пространства в рамках единой образовательной структуры. Общими для всех обучающихся в распределенном университете, независимо от географического места их пребывания, являются главные компоненты образовательного процесса — единая информационная образовательная среда, информационная база, электронная информационная система учета учебной деятельности, кадры преподавателей-консультантов, прошедших сертификацию.
Практическая реализация концепции распределенного университета является образовательной инновацией мирового уровня и послужит правовым и технологическим фундаментом для крупномасштабного экспорта российского образования по принципу «обучение на месте проживания». Еще в недалеком прошлом в США, Англии, Франции существовали обособленные университетские городки, то сейчас университеты начинают играть все большую роль в интеграции науки и производства, создании вокруг них научных комплексов.