По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Академическая мобильность в условиях трансграничного образования: факторы развития и нормативно-правовое обеспечение

А.А. Кирилловых канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

В статье проводится анализ современных проблем в деятельности отечественных образовательных организаций высшего образования в рамках оказания ими образовательных услуг, а также организации деятельности высшей школы в условиях развития академической мобильности, складывающейся на фоне формирования глобального образовательного пространства и транснациональных образовательных связей.

Литература:

1. Бочков, В., Мартынова, Т., Кочерга, С. Проблемы формирования институциональной и правовой среды для развития дистанционного образования // Юрист вуза. 2008. — № 2.

2. Programa de modernizacion educative, 1989–1994. Mexico, 1993.

3. Томчин Г. Госзаказы на научные исследования должны получать только вузы // Политическая экспертная сеть: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kreml.org/opinions/143268420.

4. Беляков, С.А. Управление образованием и инновации // Университетское управление: практика и анализ. 2008. — № 2 (54).

5. Шугуров М.В. Развитие правового регулирования инновационных процессов в условиях глобализации права // Российская юстиция. 2012. — № 11.

6. Родригес-Гомес Р. Вызовы современному университету. — СПб, 1995.

7. Акопджанова М.О. Международно-правовое сотрудничество России и других стран в сфере образования // Юридическое образование и наука. 2015. — № 2.

8. Киселев И.В. Влияние международных процессов на содержание конституционного права на получение высшего образования в Российской Федерации // Вестник Омской юридической академии. 2016. — № 1.

9. Клюев, А.К. Национальные университеты — новое слово в университетском строительстве? // Университетское управление: практика и анализ. — 2006. — № 1 (41).

10. Чугунова Е.С. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — Мытищи, 2010.

11. Садовничий, В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа // Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 2 (13).

Большое влияние на развитие организаций высшей школы оказывает академическая мобильность, которая позволяет вузам встраиваться в систему транснациональных образовательных связей, и одновременно показывает уровень академического и научного потенциала. В Лондонском коммюнике, принятом по результатам встречи министров образования в Лондоне еще в мае 2007 г., подчеркивается: «Мобильность преподавателей, студентов и выпускников является одним из основополагающих элементов Болонского процесса, который создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и институтами, повышая качество высшего образования и научных исследований и вкладывая реальную жизнь в понятие европейского пространства». Таким образом, академическая мобильность существенно способствует повышению доступности, качества и эффективности образования, является важным инструментом формирования глобального образовательного пространства и обеспечения мобильности человеческого капитала в целом.

При решении геополитических задач развитие открытого дистанционного образования является важным инструментом формирования различных форм капитала, ведения успешной борьбы за рынки трудовых и интеллектуальных ресурсов [1, С. 16]. Возникает так называемый «распределенный университет», важной целью которого является формирование образовательного пространства в рамках единой образовательной структуры. Общими для всех обучающихся в распределенном университете, независимо от географического места их пребывания, являются главные компоненты образовательного процесса — единая информационная образовательная среда, информационная база, электронная информационная система учета учебной деятельности, кадры преподавателей-консультантов, прошедших сертификацию.

Практическая реализация концепции распределенного университета является образовательной инновацией мирового уровня и послужит правовым и технологическим фундаментом для крупномасштабного экспорта российского образования по принципу «обучение на месте проживания». Еще в недалеком прошлом в США, Англии, Франции существовали обособленные университетские городки, то сейчас университеты начинают играть все большую роль в интеграции науки и производства, создании вокруг них научных комплексов.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Академическая мобильность в условиях трансграничного образования: факторы развития и нормативно-правовое обеспечение. Юрист ВУЗа. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: