По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 796.5

Агротуризм как перспективное направление развития сельских территорий

О. Чаплыгина ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Т. Чаплыгина ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Н. Воинова ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
А. Саницкий ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Для регионов России агротуризм может стать одним из важных источников получения доходов для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей.

Литература:

1. Волков С. К. Сельский туризм в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6 (17). — С. 30–38

2. Кундиус В. А., Чермянина В. В. Проблемы и перспективы агротуризма в регионе // Известия Алтайского государственного университета. — 2011. — № 2. — 289 с.

3. Чаплыгина О. Г. Подходы к рекреационно-географическому изучению территории // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. — 2015. — Т. 1. — № 1. — С. 291–294.

Базовой отраслью экономики сельской местности является агропромышленный комплекс с его ведущим звеном — аграрной сферой. Новым перспективным направлением, дополняющим сложившуюся специализацию хозяйства сельских территорий и способствующим их дальнейшему экономическому и социальному развитию, является туризм.

Развивающаяся туристско-рекреационная деятельность в пределах конкретных территорий — это одна из сторон деятельности людей, необходимая для их нормальной жизнедеятельности. Туристско-рекреационное использование территорий тесно связано с их природными условиями. Важны оценка природных факторов для организации отдыха, оптимизация выбора туристских объектов в пределах ландшафтов с учетом сезонности и другие стороны. В значительной степени природные условия создают благоприятную основу для развития туризма в сельской местности [3].

Агротуризм получил бурное развитие за рубежом и становится перспективным в регионах России. Международная практика развития этой отрасли свидетельствует о высокой социально-экономической значимости данного вида сельского предпринимательства для обеспечения конкурентоспособности сельских регионов в процессе создания добавленной стоимости туристского продукта. Развитие сельского предпринимательства способствует снижению социальной напряженности в сельских местностях путем создания дополнительных рабочих мест [1].

Агротуризм — это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Он ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специ фики для создания комплексного туристского продукта. В широком смысле агротуризм включает в себя все виды рекреационной деятельности в сельской местности.

Сущность деятельности рассматриваемого сектора туризма заключается в создании условий для отдыха в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая сторона сельского поселения. Данная отрасль представляет возможности отдыха тем, кто в силу разных причин выбирает именно сельскую местность. Ее привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, живописные ландшафты, натуральные продукты, тишина и размеренный образ жизни.

Агротуризм в России — достаточно привлекательный вид предпринимательской деятельности для сельских регионов. Значимость этого вида деятельности проявляется в его положительном влиянии как на экономику, так и на решение социально-культурных проблем сельских населенных пунктов.

Мультипликативно агротуризм, особенно в условиях реализации целевых программ развития, оказывает позитивное влияние на сохранение и развитие сельских территорий, рациональное использование их ресурсного потенциала, стимулирует развитие фермерских и личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также обустройство сельской местности, сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность. Все это в конечном итоге способствует повышению уровня конкурентоспособности сельских территорий [2].

Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в структуре агротуризма и для комплексного развития сельских территорий в целом необходимо создать условия для привлечения инвестиций в укрепление туристской инфраструктуры села. Важной является разработка системы стратегического планирования развития туризма в сельской местности. Для этого следует определить реальный уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка.

Реализация имеющихся возможностей страны и ее регионов в сегменте агротуризма предполагает осуществление следующих направлений:

  •  создание законодательной базы регулирования рынка агротуризма;
  •  формирование образа России как территории, привлекательной для внутреннего и въездного агротуризма;
  •  обеспечение целевого финансирования и господдержки малых предпринимателей, заинтересованных в развитии туризма в сельской местности;
  •  поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках региональных целевых программ;
  •  развитие туристской инфраструктуры в муниципальных образованиях;
  •  стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг;
  •  подготовка кадров для агротуризма и сопутствующих отраслей;
  •  поддержка продвижения региональных сельских туристских продуктов на внутреннем и международном туристских рынках;
  •  проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп;
  •  стимулирование инвестиций в развитие внутреннего туризма в сельской местности.

Россия обладает богатыми и разнообразными ресурсами для развития туризма в сельских регионах. При правильном подходе к организации и продвижению сельского турпродукта можно рассчитывать на значительные социально-экономические дивиденды. Агротуризм может стать сектором экономики, способным внести свой вклад в решение основных социально-экономических проблем села. В целом развитый сегмент агротуризма положительно отразится на конкурентоспособности сельских территорий и будет способствовать:

  •  обеспечению занятости сельского населения (в первую очередь для молодежи);
  •  повышению уровня доходов сельского населения;
  •  развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории;
  •  диверсификации сельской экономики;
  •  возрождению сельских поселений;
  •  сбыту продукции фермерских и личных подсобных хозяйств;
  •  снижению миграции сельского населения в города.

В целом для России и ее регионов агротуризм может стать одним из важных источников получения доходов для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей. Индустрия туризма выступает приоритетной экономической задачей сельских муниципальных образований. В итоге этот перспективный сектор экономики будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий.

Язык статьи:
Действия с выбранными: