«…и если сейчас мы начнем призывать всех вкладывать деньги в развитие агротуризма на селе, предприниматели сразу смекнут, что надо подождать, потому что потом, видимо, будут раздавать деньги».
Одна из отличительных черт агротуризма — хозяйство, принимающее туристов, — продолжает жить своей обычной, не «витринной» жизнью: куры несутся, коровы доятся, лошади запрягаются, сыр созревает, вино бродит, свинки наращивают мясо и сало, пчелы собирают нектар. Турист как бы погружается в обычный ход жизни: живет в натуральных условиях, ест экологическую пищу, узнает, что такое сельский труд: знакомится с повседневной работой, инструментами, укладом жизни, ее режимом, пробует ее на вкус, примеряется к ней. Ему интересно посидеть за рулем трактора, попробовать косой помахать, узнать, как доить корову.
Теоретически Россия — идеальное место для развития агротуризма, однако на практике этого бизнеса практически нет. О том, с чем связана такая «нерасторопность» российских предпринимателей, корреспондент нашего журнала побеседовала с Николаем Новичковым.
— Существует ли какая-то отдельная государственная программа по развитию агротуризма в России?
— У нас общая федеральная целевая программа по развитию внутреннего въездного туризма, которая включает в себя и направление агротуризма. Но пока каких-то кейсов по агротуризму нет, я надеюсь, что они появятся в этом году или следующем: подвижки и протопроекты есть, их можно прописывать в программе.
Понимаете, чтобы программа включилась (а ей всего пока 2 года), необходимо наличие частного инвестора, готового вкладывать свои личные средства в развитие туристических проектов в регионах. В этом случае государство должно помочь в решении инфраструктурных вопросов: построить дорогу к агрокластеру, обеспечить теплом и другими коммуникациями. Как только появляется инвестор, государство включает финансирование. Последовательность такая.
— Неужели за два года в России не нашлось ни одного инвестора, желающего вложить средства в индустрию туризма и сельского хозяйства?