По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Агитбригада — хорошо забытое старое

Татьяна Козлова канд. культурологии

В статье дается характеристика формы массовых мероприятий под названием «агитбригада». Работают агитбригады при минимуме декораций, бутафории, музыки, так как выступать им приходится в самых различных условиях.

Немного из истории

АГИТБРИГАДА — агитационно-художественная бригада, художественная агитбригада. В СССР небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив.

Агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, производствах.

Агитбригады выступали повсеместно, в том числе непосредственно в цехах, в поле во время сельскохозяйственных работ.

В начале 50-х гг. наряду с агитбригадами, сформированными на определенный срок для обслуживания хозяйственных и политических кампаний, распространение получили и постоянно действующие агитбригады, строящие свои программы на злободневном местном материале.

Опираясь на лучшие традиции «Синей блузы» и «Живой газеты», агитбригады пропагандируют передовой опыт, критикуют недостатки. Репертуар агитбригады составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры.

Агитбригада имеет свои отличительные черты.

Во-первых, это идейная направленность, актуальность, конкретность содержания, они передавались посредством художественного осмысления и художественно-сценического отображения фактов.

Во-вторых, у руководителя агитбригады есть неограниченные возможности трансформировать имеющиеся или публикуемые сценарии, изменять их, подгоняя под свои замыслы и стремления, под возможности исполнителей.

В-третьих, обязательное выполнение требований жанра, соблюдение «условий театрализованной игры». То есть в самое короткое время в отдельном фрагменте надо обеспечить и завязку, и кульминацию, и развязку, сделать фрагмент законченным.

В-четвертых, высокая спрессованность действия требует четкости, лаконичности и, главное, такой концовки, которая обеспечила бы запоминание зрителями номера и его идеи. Эта концовка может быть патетической, юмористической, при этом эффект достигается и неожиданностью концовки.

В-пятых, руководитель обычно не располагает каким-либо резервом «артистических» кадров. Не всегда члены агитбригады обладают и высоким индивидуальным мастерством: при наличии его они чаще всего тяготеют к другим коллективам художественной самодеятельности — вокальным, хореографическим или театральным. Поэтому главная роль в создании полноценного номера, отдельного фрагмента выступления всегда связана с режиссерской фантазией, требующей от руководителя большой работы с исполнителями.

Условия работы агитбригад

Работают агитбригады при минимуме декораций, бутафории, музыки, так как выступать им приходится в самых различных условиях.

Агитбригадам приходится бывать в цехах и на стройках, на полевых станах, агитплощадках, на массовых гуляниях и в общежитиях. Весь реквизит должен быть легким, разбирающимся, легко транспортабельным, включая музыкальные инструменты и радиоаппаратуру. Реквизит и ко стюмы часто состояли лишь из деталей оформления, что должно быть максимально обыграно. Ограничены возможности и светового оформления. Основное требование к агитбригадным декорациям — это их простота и лаконичность при максимальной выразительности.

Для агитбригады характерна частая смена репертуара. В отличие от других форм художественной самодеятельности, использующих готовые произведения искусства и воплощающих их на сцене, агитбригады чаще всего репертуар свой создают сами. Коллективный творческий процесс написания, сценария, репетиции превращает агитбригады в своеобразные молодежные клубы, что очень ценно в целях воспитательной работы.

При анализе выступлений агитбригад учитываются: масштабность тематики, ее практическая значимость, художественный уровень агитации, результативность критических выступлений, уровень идейного содержания, режиссура и исполнительское мастерство, целеустремленность, содержательность, ликвидация недостатков, моральное воздействие, количество выступлений, политическая заостренность, художественное оформление, прогрессивные изменения, конкретность, количество зрителей, шефская помощь сельским агитбригадам, частота смены репертуара, многообразие форм, количество агитзвеньев, актуальность.

Рожинский в своей книге «Звонкоголосая агитация» предлагает еще одну группу факторов оценки уровня организационной работы: «Стоит только подсчитать количество выступлений агитбригады и агитзвеньев, определить общую аудиторию и выявить частоту смены репертуара».

Особенности создания номеров и программы

Во многих агитационно-художественных бригадах создан свой авторский актив, готовящий программы и сценарии на местном материале. Работа автора над текстом программы или сценария для агитбригады начинается со сбора материала. Намечаются определенные вопросы, которые надо поднять, донести до зрителя. Собранный материал, конкретные факты биографии надо перевести на язык искусства. Стиль и манера изложения автора, пишущего для агитбригады, — особенные. Язык — лаконичный, афористичный, доступный и яркий. Факты и события находят художественное воплощение в эстрадных номерах — коротких, ограниченных по времени действиях, законченных по форме и содержанию произведениях. Из этих номеров составляется единая программа.

Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» — шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ, когда идет «отстраненное общение»: актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще!

О роли музыкального материала

Значительная роль в обозрениях агитбригад уделялась музыке: она создавала зачастую весь фон выступлений, делала их веселыми и впечатляющими. Чаще всего агитбригадами использовалась известная музыка, в основном песенная. Для бодрого и значимого содержания использовались маршевые, лирические, студенческие, туристские и другие песни. Песни и со своими словами, без изменений чаще всего использовались, когда им предшествовал текст, а потом эта песня неожиданно говорила о противоположном. Резервом эффективности выступлений агитбригад является их кооперирование с другими коллективами художественной самодеятельности; музыкальными, танцевальными, детскими, цирковыми, что усиливает агитационное воздействие на слушателей.

Особенности реквизита и сценографии

Требование ограниченности обзора при выступлении на больших площадках может обеспечиваться ширмами, фоном. Сценическому воплощению идеи выступления содействуют трансформируемые бутафорские детали. Большинство агитбригад имело свои «предметы», отражающие их профессиональную принадлежность (большие карандаши, резцы, отражатели и т.п.).

Желательно, чтобы эти предметы были приспосабливаемые к другой обстановке. Так, например, в программе одной агитбригады были использованы большие складные деревянные метры (специально изготовленные). Кроме своего прямого назначения — измерения, складные метры по ходу обозрения трансформировались в цифры, винтовки, волны, знаки качества, звезды, планшеты и т.д.

Важное значение для настроя зрителей и привлечения участников в агитбригаду имеет печатная продукция — афиши, программки, буклеты. И конечно, подбор литературы, источников, рекомендаций.

В агитбригаде четко распределены функции каждого члена коллектива.

Уже давно нет советской власти, нет агитационно-пропагандистской работы клубных учреждений, нет многих форм культурно-просветительной работы, столь популярных в советском обществе, нет агитбригады в том ее назначении, которое она выполняла. Времена изменились, но и при большом количестве новых технологических решений, с помощью которых осуществляется современная культурная политика, агитбригада не исчезла.

Более подробно — см. Рубб Александр «Режиссер пришел в агитбригаду», Серия: Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», Издательство: М.: Советская Россия, 1979 г.

Примеры из практики

Т. Борушко, руководитель МБУ Удобненского с/п: «Старую, но не устаревшую, форму использует коллектив Дома культуры станицы Удобной. Можно сказать, молодые культработники подхватили эстафету, переданную агитбригадой „Зарница“, блиставшей на удобненской сцене в 80-х. Имя нового коллектива „Авантаж“, что означает „благоприятное (удобное) положение“. Оно по смыслу очень близко к названию станицы. Формируется и действует агитбригада уже без малого три года. Возраст участников от 9 до 39 лет. Приток их происходит постоянно, а это показатель авторитета агитбригады. В чем эффективность работы агитбригады, спросите вы? В многообразии тематики и ее практической значимости. В арсенале „Авантажа“ темы экологии, здорового образа жизни, противопожарной безопасности, правил дорожного движения, дружбы и доброты. А как зрители воспринимают выступления агитбригады — зависит от морального и эстетического воздействия репертуара. Один из главных моментов — доверие зрителей к исполнителям, которым могут простить исполнение не на высшем художественном уровне, но не простят неправду, фальшь».

Навстречу юбилею пионерии!

МКУ ДО Семилукский районный дворец творчества

18 ноября 2021 г. во Дворце творчества прошел районный онлайн-конкурс агитбригад «Салют, Пионерия!», посвященный 100-летию пионерской организации имени В.И. Ленина — самой массовой организации детей и подростков на территории бывшего Советского Союза. Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. Нынешнее поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию, и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация наподобие пионерской» была бы нужна и сейчас.

В конкурсе приняли участие более 55 обучающихся из 6 школ района. Это агитбригады: семилукской школы № 2, Девицкой, Н. Ведугской, Латненской сельской школы, Семилукской школы № 2 имени Н.Д. Рязанцева, Медвеженской школы. Жюри отметили разнообразный, интересный подход к теме и содержательный, исторический материал. В течение учебного года мы продемонстрируем их выступления. Выступлению агитбригады семилукской школы № 2 имени Н.Д. Рязанцева жюри присудило 1-е место.

Язык статьи:
Действия с выбранными: