По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Агитбригада — хорошо забытое старое

Татьяна Козлова канд. культурологии

В статье дается характеристика формы массовых мероприятий под названием «агитбригада». Работают агитбригады при минимуме декораций, бутафории, музыки, так как выступать им приходится в самых различных условиях.

АГИТБРИГАДА — агитационно-художественная бригада, художественная агитбригада. В СССР небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив.

Агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, производствах.

Агитбригады выступали повсеместно, в том числе непосредственно в цехах, в поле во время сельскохозяйственных работ.

В начале 50-х гг. наряду с агитбригадами, сформированными на определенный срок для обслуживания хозяйственных и политических кампаний, распространение получили и постоянно действующие агитбригады, строящие свои программы на злободневном местном материале.

Опираясь на лучшие традиции «Синей блузы» и «Живой газеты», агитбригады пропагандируют передовой опыт, критикуют недостатки. Репертуар агитбригады составляют драматические, музыкальные и хореографические миниатюры.

Агитбригада имеет свои отличительные черты.

Во-первых, это идейная направленность, актуальность, конкретность содержания, они передавались посредством художественного осмысления и художественно-сценического отображения фактов.

Во-вторых, у руководителя агитбригады есть неограниченные возможности трансформировать имеющиеся или публикуемые сценарии, изменять их, подгоняя под свои замыслы и стремления, под возможности исполнителей.

В-третьих, обязательное выполнение требований жанра, соблюдение «условий театрализованной игры». То есть в самое короткое время в отдельном фрагменте надо обеспечить и завязку, и кульминацию, и развязку, сделать фрагмент законченным.

В-четвертых, высокая спрессованность действия требует четкости, лаконичности и, главное, такой концовки, которая обеспечила бы запоминание зрителями номера и его идеи. Эта концовка может быть патетической, юмористической, при этом эффект достигается и неожиданностью концовки.

В-пятых, руководитель обычно не располагает каким-либо резервом «артистических» кадров. Не всегда члены агитбригады обладают и высоким индивидуальным мастерством: при наличии его они чаще всего тяготеют к другим коллективам художественной самодеятельности — вокальным, хореографическим или театральным. Поэтому главная роль в создании полноценного номера, отдельного фрагмента выступления всегда связана с режиссерской фантазией, требующей от руководителя большой работы с исполнителями.

Для Цитирования:
Татьяна Козлова, Агитбригада — хорошо забытое старое. Дом культуры. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: