Статья поступила 22.02.2020
Говоря о периоде жизни Херсонеса и Тавриды в период до всеобщего Крещения Руси, мы вспоминаем и крещение святого равноапостольного великого князя Владимира, его значение в духовном становлении Древнерусского государства. Настоящее время, как и события тысячелетней давности, свидетельствует о сакральном значении и важнейшей геополитической роли Херсонеса в мире. Понять это нам помогает важнейший источник церковной исторической науки — агиография, предание Церкви, оставленное в письменных источниках, описывающих жизни конкретных исторических личностей Церкви, известных своей святостью.
Поэтому истоками нашей культуры мы на полном основании считаем проповедь святого апостола Андрея Первозванного, священномученика Климента, Папы Римского, собор Херсонесских святителей и труды Константина Философа, нам более известного как равноапостольный Кирилл, и многих других церковных деятелей, о которых сегодня мы вспомним.
Как церковная административно-территориальная область, Херсонская епархия известна с IV в. Поначалу она подчинялась Иерусалимскому патриарху, с V в. — Константинопольскому. K концу VII столетия Херсонская церковь стала частью Зихийской епархии, причем епископ Херсона в нотациях VII–IX вв. имел привилегию обозначаться первым. Подпись «недостойного епископа Херсона Дорантского» Георгия находим в актах Трульского собора в Константинополе 692 г.
Корсунь (Херсонес) исстари почиталась Россией как местопребывание святого Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря». Во время так называемого «третьего хождения» он проповедовал в Херсонесе Таврическом, и далее через Византию апостол пришел в Патры, где и завершился его земной путь страданиями на косом кресте. Таким образом, Херсонес — место проповеди «апостола Севера» Андрея Первозванного — давал основание византийскому императору Михаилу VII Дуке в письме к великому князю Всеволоду Ярославичу утверждать, что «одни и те же самовидцы евангельской проповеди провозгласили Христианство у обоих народов» [2, с. 87].