Африканские государства по-разному реагируют на сложную международную обстановку, включая спецоперацию России на Украине. В принципе так было всегда — и в годы холодной войны, и в постбиполярную эпоху. 54 государства Африки неоднородны. Они различаются по социальному, политическому и экономическому развитию. Широка и этническая палитра государств континента. «Африка — это не страна, а континент, и ситуация не везде одинаковая», — справедливо утверждает президент «Фонда Браззавиль» Жан-Ив Оливье [1]. В силу разных причин они не могут одинаково реагировать на события. Во многом их официальная позиция зависит от традиционных связей с западными странами, финансирования извне, а также от современных связей, «скрепленных» договорами и обязательствами в военной, торговой и других областях.
Если говорить о тех странах, которые уважительно относятся к нашей стране, но не могут поддерживать ее политически, то мотивация очевидна. Это боязнь своих западных партнеров, которые готовы перекрыть им «финансовый кран» из-за «непослушания», что чревато катастрофическими экономическими последствиями. Хотя многие страны континента и вышли из-под колониального гнета более 60 лет назад, многие из них, а это касается прежде всего стран южнее Сахары, продолжают оставаться бедными, со слабой армией и экономикой. Для этих стран важно коллективное мнение, и в первую очередь мнение Африканского союза.
Африканский союз однозначно осудил спецоперацию России, однако мнения среди африканских лидеров разделились, что помешало дипломатическому наступлению Вашингтона. Так, например, отказавшись поддержать позицию США, президент Сенегала Маки Салл подчеркнул о «необходимости диалога в целях урегулирования конфликта переговорным путем» [2]. И это при том, что Сенегал является стойким союзником Запада и его отказ невозможно объяснить российским влиянием. Сделал он это в ходе телефонного разговора с украинским президентом Владимиром Зеленским, который высказал просьбу обратиться с речью к Африканскому союзу. В телефонном разговоре с президентом В. В. Путиным 9 марта 2022 г. лидер Сенегала высказался за «прекращение длительного огня на Украине» [3].