По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Афганистан и ШОС: проблемы взаимодействия и перспективы сотрудничества

Д. А. Сидоров доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России, ст. преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН, канд. полит. наук.

В статье проводится анализ взаимодействия Шанхайской организации сотрудничества с Афганистаном. Автор отмечает важность афганского вопроса в повестке деятельности ШОС, анализирует эволюцию механизмов сотрудничества между ШОС и Афганистаном.

Литература:

1. Астанинская декларация ШОС. Принята 9 июня 2017 года. // Информационноаналитический портал «ИнфоШОС», 09.06.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infoshos.ru / ru / ?id=137 (Дата обращения: 01.07.2019).

2. Положение о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества. Утверждено 17 июня 2004 г. // Официальный сайт Президента России, 16.06.2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru / supplement / 3917 (Дата обращения: 01.07.2019).

3. Стратегия развития ШОС до 2025 г. Утверждена 10.06.2015. // Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru / media / events / fi les / ru / a3 YPpGqLvQI4uaMX43lM krMbFNewBneO.pdf (Дата обращения: 01.07.2019).

4. Байзакова К. И. Перспективы сотрудничества стран — членов ШОС в восстановлении экономики Афганистана // Россия и новые государства Евразии. — 2015. — № 3. — С. 34–50.

5. Винокуров В. И. Сетевая дипломатия в борьбе против гибридных войн // Дипломатическая служба. — 2016. — № 1. — С. 19–24.

6. Винокуров В. И. Трансформация системы международных отношений как следствие Сирийского и Украинского кризисов // Трансформация международных отношений в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. М. В. Грановской, О. А. Тимаковой. — М.: Дипломатическая академия МИД России, 2017. — С. 95–101.

7. Группа ШОС–Афганистан возобновляет работу на более высоком уровне в расширенном составе // ТАСС, 09.10.2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru / politika / 4628637 (Дата обращения: 10.07.2019).

8. Дьяконова М. А. Современные тенденции внешней политики Исламский Республики Афганистан: монография. — М.: Государственный университет управления, 2019. — 74 с.

9. Князев А. А. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. 4 / Под ред. А. А. Князева. — Бишкек: ИД «Printhouse», 2010. — С. 10–21.

10. Козырев Н. И. Договоренности Афганистана и США и интересы России // Вестник Дипломатической академии МИД России // Россия и мир. — 2014. — № 1. — С. 78–83.

11. Козырев Н. И. Афганистан: иностранное военное присутствие в 2015–2016 гг. (трансформация и перспективы) // Вестник Дипломатической академии МИД России // Россия и мир. — 2016. — № 4 (10). — С. 80–90.

12. Конаровский М. Что подтвердил Саммит ШОС в Бишкеке // Российский совет по международным делам, 19.06.2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russiancouncil.ru / analytics-andcomments / analytics / chto-podtverdil-sammit-shos-v-bishkeke / (Дата обращения: 01.07.2019).

13. Михайлов Г. ШОС поможет // Независимая газета. — № 131. — 30.06.08.

14. Мустафабейли А. М. США — Афганистан: 2014 год // Вестник Дипломатической академии МИД России // Россия и мир. — 2014. — № 2 (2). — С. 71–81.

15. Мустафабейли А. М. Круглый стол «Внешнеполитическая палитра Ирана и место в ней Российской Федерации» // Вестник Дипломатической академии МИД России // Россия и мир. — 2014. — № 1 (1). — С. 50–66.

16. Мустафабейли А. М. Государства-наблюдатели при Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и их интересы // Вестник Дипломатической академии МИД России // Россия и мир. — 2015. — № 2 (4). — С. 66–74.

17. Нессар О. Афганистан в ловушке неопределенности // Россия и мусульманский мир. — 2012. — № 1. — С. 100–111.

18. Нессар О. Этноплеменной фактор и политический процесс в современном Афганистане // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. — 2015. — № 9. — С. 379–383.

19. Сидорова Н. П., Сидоров Д. А. Возможные проекты в рамках ШОС, направленные на восстановление экономики Афганистана // Дипломатическая служба. — 2017. — № 5. — С. 32–37.

20. Сидоров Д. А. Особенности экономического сотрудничества в ШОС // ШОС: возможности и перспективы. Материалы международной конференции «ШОС: возможности и перспективы». — М.: Дипломатическая академия МИД России, 2016. — С. 101–116.

21. Чуфрин Г., Гельбрас В., Володин А., Козырев Н., Малышева Д. Зона АфПак как источник региональной нестабильности и угроз международной безопасности // Россия и мусульманский мир. — 2014. — № 12 (270). — С. 91–126.

22. ШОС: достижения и перспективы // Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. — 2007. — № 3 (18).

23. Бахтиер Хакимов: Контактная группа «ШОС-Афганистан» призвана стать инструментом содействия // Информационно-аналитический портал «Афганистан.ру», 16.12.2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://afghanistan.ru / doc / 117336.html (Дата обращения: 01.07.2019).

Положение дел в Афганистане стало предметом обсуждения лидеров России, Китая и государств Центральной Азии еще до формального создания Шанхайской организации сотрудничества. По мере разрешения вопросов пограничного характера в формате «Шанхайской пятерки» повестка дня встреч на высшем уровне постепенно изменялась в сторону расширения — от вопросов укрепления доверия в районе границы к широкому кругу проблем безопасности, экономического и культурного сотрудничества. Осознавая общность проблем в сфере региональной безопасности и благодаря общему стремлению совместно бороться с терроризмом и экстремизмом, на четвертом саммите «пятерки», проходившем в августе 1999 г. в Бишкеке, было поддержано российское предложение проводить регулярные встречи руководителей правоохранительных органов и спецслужб, министров обороны и иностранных дел. А в ноябре 2000 г. представители стран «пятерки» провели в Москве специальные консультации по положению в Афганистане. В формате «Шанхайской пятерки» велась работа над созданием «Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

15 июня 2001 г. на саммите в Шанхае к «пятерке» присоединился Узбекистан, была принята декларация о создании новой международной организации — Шанхайской организации сотрудничества. ШОС была призвана стать фундаментом многостороннего взаимодействия в условиях меняющегося мира. Помимо этого, участниками встречи была утверждена «Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Конвенция содержит согласованные определения таких терминов, как «терроризм», «сепаратизм» и «экстремизм», что крайне важно, т. к. отсутствие согласия в определениях часто является одной из причин невозможности международного сотрудничества в борьбе с этими явлениями. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом стала одной из первых в мире успешных попыток сформировать единое понимание новых нетрадиционных угроз, имеющее при этом международноправовое оформление. Таким образом, с созданием Шанхайской организации сотрудничества одним из основных направлений ее деятельности стало противодействие терроризму, экстремизму, сепаратизму и другим новым вызовам и угрозам региональной безопасности.

Для Цитирования:
Д. А. Сидоров, Афганистан и ШОС: проблемы взаимодействия и перспективы сотрудничества. Дипломатическая служба. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: