Национальное объединение строителей в 2021 г. приняло активное участие в обсуждении с профессиональным сообществом проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий и осуществлением строительства вблизи аэродромов. В марте текущего года Техническим советом ассоциации утверждено заключение по выявлению проблематики строительства на приаэродромных территориях с учетом опыта субъектов Российской Федерации.
В принятом федеральном законе были учтены ключевые предложения НОСТРОЙ, касающиеся оптимизации порядка установления приаэродромных территорий.
Так, наиболее важным положением нового федерального закона является закрепление возможности устанавливать приаэродромные территории в «усеченном» составе — без седьмой подзоны, в которой вводятся ограничения на строительство жилья и социальной инфраструктуры.
Разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу о границах седьмых подзон аэродромов в последние годы стали одной из основных причин неустановления приаэродромных территорий по правилам, закрепленным Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ.
В связи с отсутствием единой методики размер седьмой подзоны зачастую проектировался операторами аэродромов без учета интересов городского развития. Седьмая подзона в случае ее установления могла охватить значительную по площади территорию города, полностью заблокировав на ней строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.
Таким образом, риски блокировки градостроительной деятельности в седьмой подзоне привели к невозможности устанавливать приаэродромные территории в целом. Это, в свою очередь, вело к сохранению необходимости согласования строительства на прилегающей к аэродрому территории с уполномоченным органом (Росавиацией) либо уполномоченной организаций (для аэродромов государственной и экспериментальной авиации).
Единственным выходом из этой ситуации было разрешить временно не устанавливать седьмую подзону до появления единых правил.
На решение данной проблемы направлен принятый федеральный закон. Согласно его положениям, седьмые подзоны существующих аэродромов могут не устанавливаться до 1 января 2025 г. До этого момента приаэродромная территория может включать в себя шесть подзон.