Дата поступления рукописи в редакцию: 01.03.2025
Дата принятия рукописи в печать: 18.04.2025
В современной теории административного права ведутся постоянные дискуссии вокруг фундаментальных теоретических основ административного процесса [1].
Несомненно, что при разработке комплексной теории административного процесса важно учитывать, как происходит взаимосвязь между двумя ключевыми аспектами административного права: процессом как средством выполнения управленческих (административных) функций и процессом как способом решения юридических вопросов (юрисдикционных или судебных), связанных с административными функциями, такие как разрешение споров или рассмотрение правонарушений. Изучение мнений разных ученых и позиции законодателя в этом отношении имеет решающее значение.
С системной точки зрения понятие «административный процесс» тесно связано с более широким понятием «юридический процесс» [2]. Юридический процесс в рамках теории права обычно относится к процедурам, связанным с правоприменительной деятельностью органов государственной власти. С другой стороны, административный процесс конкретно относят к деятельности судебных или иных уполномоченных органов, регулируемой подробными административно-процессуальными правилами, в особенности — Кодексом административного судопроизводства (далее — КАС РФ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [3].
К основным задачам административного процесса в этом понимании относятся рассмотрение и разрешение различных административных дел. Сравнительно-правовые исследования показывают, что исторически понятие «процесс» относилось преимущественно к юрисдикционной (судебной) функции государства, а именно при разрешении правовых споров [4]. Понятие административного процесса также связывают с развитием административно-спорной юрисдикции, практикуемой органами административной юстиции. Следовательно, этот процесс рассматривается как средство осуществления юрисдикционной функции государства, первоначально понимавшейся как авторитетное толкование и применение закона компетентным органом [5]. В основе этого процесса участвуют три стороны: две стороны спора и судья, назначаемый государством. Эта точка зрения, которую часто называют «традиционной» или «классической», рассматривает этот процесс исключительно как метод отправления правосудия [6].