По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-4-2008-05

Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг.

Шеломенцев В. Н. д‑р юрид. наук, профессор кафедры аграрного и экологического права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва E‑mail: vns1956@mail.ru

В статье анализируются историко-правовые аспекты создания и развития административно-территориальное деления в государстве за период в 1940– 1970 гг.

Литература:

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 24. — С. 147.

2. Липски С. А. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения в постсоветской России // Журнал российского права. — 2014. — № 4 (208). — С. 12–19.

3. См. «КПСС в резолюциях…». — Ч. 1. — С. 475.

4. Липски С. А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика): монография. — М.: Гос. университет по землеустройству, 2017. — 316 с.

5. См.: «Правда». 1964, 17 ноября.

6. Шеломенцев В. Н., Горхова С. С. Вопросы конфискации имущества, используемого или предназначенного для финансирования экстремистской деятельности // Адвокат. — 2015. — № 7. — С. 5–9.

Административно-территориальное устройство всегда соответствует классовым целям государства и определяется его классовой сущностью. Проводя исторический анализ территориально-правового устройства Российской империи, делаем вывод, что губернско-уездная, волостная система административно-территориального деления имела разветвленное деление на ведомственные: военные, судебные, таможенные округа. Предусматривала распределение населения по национальным признакам, только по месту жительства, к Первой мировой войне на территории России было 56 губерний, 476 уездов и 10 606 волостей. Районы с компактным нерусским населением разбивались между несколькими губерниями. Так, на Украине было 13 губерний, Казахстане — 11, Грузии — 5. Данная система территориального деления тормозила развития промышленности и аграрного сектора по сравнению с развитыми европейскими государствами, которые вступили на путь промышленной революции, она выполняла надзорно-карательные, фискальные функции господствующего класса, тем самым обострились противоречия между населением, проживающим на отведенных территориях. Такие административные деления ни в малейшей степени не отвечали ни экономическим потребностям, ни интересам многочисленных народностей России. И как итог, к правящему классу в обществе стали выдвигаться требования по замене старых полицейско-фискальных административных делений России, установленных еще при Петре I и Екатерине II, новыми делениями, основанными на современной экономической жизни и согласованными, по возможности, с национальным составом населения. В.И. Ленин считал, что административное деление царской России — это «средневековые, крепостнические, казенно-бюрократические административные деления России, притом в самой грубой их форме…» [1]. Революция внесла коренные изменения в социально-экономический и государственный строй, а также в территориально-административное устройство. Для утверждения нового строя, в котором господствующим, руководящим классом был провозглашен рабочий класс в союзе с крестьянством и солдатами и страной, был взят курс на ликвидацию класса помещиков, буржуазии, а также богатых крестьян (кулаков). Административно-территориальное устройство имело большое политическое и народнохозяйственное значение. От правильного административнотерриториального деления во многом определялись успехи по руководству хозяйственно-политической и культурной деятельностью со стороны государственных органов, четкая организация работы всего советского государственного аппарата. На II Всероссийском съезде Советов рабочих, солдат и крестьян говорилось о переходе власти к Советам и что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, право на самоопределение. Менялись принципы национальной политики, провозглашалось равенство и суверенность народов России, отменялись всякие национальные и национально-религиозные привилегии, а предлагалось свободное развитие национальных меньшинств. Также началась глубокая перестройка административно-территориальной деления страны, была изменена структура и создана система различных губернских государственных органов, были вновь образованы областные бюро, обладающие широкими правами и руководили хозяйственной деятельностью в губерниях, им было поручено уделять больше внимание районам, удаленным от центра и которые были менее развитыми в хозяйственных отношениях [2].

Для Цитирования:
Шеломенцев В. Н., Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг.. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: