Административно-территориальное устройство всегда соответствует классовым целям государства и определяется его классовой сущностью. Проводя исторический анализ территориально-правового устройства Российской империи, делаем вывод, что губернско-уездная, волостная система административно-территориального деления имела разветвленное деление на ведомственные: военные, судебные, таможенные округа. Предусматривала распределение населения по национальным признакам, только по месту жительства, к Первой мировой войне на территории России было 56 губерний, 476 уездов и 10 606 волостей. Районы с компактным нерусским населением разбивались между несколькими губерниями. Так, на Украине было 13 губерний, Казахстане — 11, Грузии — 5. Данная система территориального деления тормозила развития промышленности и аграрного сектора по сравнению с развитыми европейскими государствами, которые вступили на путь промышленной революции, она выполняла надзорно-карательные, фискальные функции господствующего класса, тем самым обострились противоречия между населением, проживающим на отведенных территориях. Такие административные деления ни в малейшей степени не отвечали ни экономическим потребностям, ни интересам многочисленных народностей России. И как итог, к правящему классу в обществе стали выдвигаться требования по замене старых полицейско-фискальных административных делений России, установленных еще при Петре I и Екатерине II, новыми делениями, основанными на современной экономической жизни и согласованными, по возможности, с национальным составом населения. В.И. Ленин считал, что административное деление царской России — это «средневековые, крепостнические, казенно-бюрократические административные деления России, притом в самой грубой их форме…» [1]. Революция внесла коренные изменения в социально-экономический и государственный строй, а также в территориально-административное устройство. Для утверждения нового строя, в котором господствующим, руководящим классом был провозглашен рабочий класс в союзе с крестьянством и солдатами и страной, был взят курс на ликвидацию класса помещиков, буржуазии, а также богатых крестьян (кулаков). Административно-территориальное устройство имело большое политическое и народнохозяйственное значение. От правильного административнотерриториального деления во многом определялись успехи по руководству хозяйственно-политической и культурной деятельностью со стороны государственных органов, четкая организация работы всего советского государственного аппарата. На II Всероссийском съезде Советов рабочих, солдат и крестьян говорилось о переходе власти к Советам и что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, право на самоопределение. Менялись принципы национальной политики, провозглашалось равенство и суверенность народов России, отменялись всякие национальные и национально-религиозные привилегии, а предлагалось свободное развитие национальных меньшинств. Также началась глубокая перестройка административно-территориальной деления страны, была изменена структура и создана система различных губернских государственных органов, были вновь образованы областные бюро, обладающие широкими правами и руководили хозяйственной деятельностью в губерниях, им было поручено уделять больше внимание районам, удаленным от центра и которые были менее развитыми в хозяйственных отношениях [2].