По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34.07 DOI:10.33920/nik-02-2308-07

Адат как символ солидарности в Индонезии

Иллюк Полина Алексеевна аспирант кафедры государствоведения, общеправовых и социально-гуманитарных дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 117218, Москва, Б. Черемушкинская ул., д. 34, эл. адрес: illyukp@yandex.ru

В данной статье рассматривается адат с точки зрения солидарности неевропейского населения в Индонезии. Адат с точки зрения права — это часть правовой системы, который в себя включает все (некодифицированное) обычное право неевропейского населения Индонезии. Указывается, что адат и адатское право в контексте Индонезии являются схожими понятиями. В то же время адат представляет собой важнейший инструмент возвращения мира и гармонии в общину. Демонстрируется, что основой адатского права является не человек, а сообщество. Адат поддерживает солидарность в индонезийском сообществе, отражая идеалы морали религии и общества. Аргументируется, что на основе адата разработана Конституция Индонезии 1945 г., тем самым указывается связь между адатом и индонезийским правом после обретения Индонезией независимости.

Литература:

1. Fitria I. (2020). Recognizing Adat Law: Problems and Challenges in Modern Law System in Indonesia. The Indonesian Journal of International Clinical Legal Education, 2(4), 503-516. https://doi.org/10.15294/ijicle.v2i4.43154

2. Budi Priambodo Bono. “Positioning Adat Law in the Indonesia’s Legal System: Historical Discourse and Current Development on Customary Law.” Udayana Journal of Law and Culture 2, no. 2 (2018): 140-164. https://doi.org/110.24843/UJLC.2018.v02. i02.p02. DoI: https://doi.org/10.24843/UJLC.2018.v02.i02.p02Vol. 02, No. 2, JULY 2018, 140–164

3. Indonesia and the rule of law: Twenty years of "New Order" gov.: A study / Prep. by the Intern. commiss. of jurists a. the Netherlands inst. of human rights (SIM); Ed. by Hans Thoolen. — London: Pinter, 1987. — XII, 208 с.; 23 см.; ISBN 0-86187-919-8

4. Jamie S. Davidson and David Henley (eds) The revival of tradition in Indonesian politics: the deployment of adat from colonialism to indigenism, London; New York: Routledge, 2007

5. Syamsudin M. Reconceptualising the Adat Law in Indonesian Legal System, International Journal of Innovation, Creativity and Change, Volume 13, Issue 8, 2020.

1. Fitria I. (2020). Recognizing Adat Law: Problems and Challenges in Modern Law System in Indonesia. The Indonesian Journal of International Clinical Legal Education, 2(4), 503-516. https://doi.org/10.15294/ijicle.v2i4.43154

2. Budi Priambodo Bono. “Positioning Adat Law in the Indonesia’s Legal System: Historical Discourse and Current Development on Customary Law.” Udayana Journal of Law and Culture 2, no. 2 (2018): 140-164. https://doi.org/110.24843/UJLC.2018.v02. i02.p02. DoI: https://doi.org/10.24843/UJLC.2018.v02.i02.p02Vol. 02, No. 2, JULY 2018, 140–164

3. Indonesia and the rule of law: Twenty years of "New Order" gov.: A study / Prep. by the Intern. commiss. of jurists a. the Netherlands inst. of human rights (SIM); Ed. by Hans Thoolen. — London: Pinter, 1987. — XII, 208 с.; 23 см.; ISBN 0-86187-919-8

4. Jamie S. Davidson and David Henley (eds) The revival of tradition in Indonesian politics: the deployment of adat from colonialism to indigenism, London; New York: Routledge, 2007

5. Syamsudin M. Reconceptualising the Adat Law in Indonesian Legal System, International Journal of Innovation, Creativity and Change, Volume 13, Issue 8, 2020.

Адатское право — это право Индонезии, которое возникло исключительно из жизни индонезийского народа, регулировало жизнь группы лиц, являющихся членами того или иного сообщества, и передавалось из поколения в поколение. Его неписаный характер не умаляет его существования в сфере индонезийского права, его по-прежнему уважают и соблюдают люди, называемые народами адат, а его санкции, отличные от обычного закона, также делают этот закон уникальным. Адат в значительной степени отражает характер индонезийского сообщества и является символом его солидарности.

Правоведы сходятся во мнении, что термин «адат» произошел от арабского слова aadah или awaaid, что означает «традиция». Однако некоторые эксперты по адату, которые сомневаются в арабском происхождении термина, полагают, что понятие «адат» произошло от санскритского слово «адхи». Согласно работам исследователей, термин «адат» более известен, чем термин «адатское право» [5]. В данной работе мы будем использовать оба термина, так как по смыслу в данном контексте они практически идентичны.

В традиционном обществе Индонезии важно создание баланса между эмпирическим и невидимым миром, между всей человеческой общностью и отдельными людьми. Все действия, нарушающие баланс, являются нарушением закона, и адатское право восстанавливает нарушенный баланс, служит поддержанию гармонии, разрешает конфликты, поддерживает солидарность в сообществе, отражает идеалы морали религии и общества. В данном контексте санкция, возложенная за нарушения того или иного обычая, заключает в себе смысл восстановления космического баланса.

Согласно Т. Абдулле, адат может означать либо местный обычай, либо фундаментальную структурную гибкую систему общества, частью которой является этот обычай. Как гибкая система общества, адат образует основу всех этических и правовых суждений и источник социальных ожиданий [1].

Ученые не сошлись в едином мнении о том, что такое адат в правовом понимании этого термина. М.Б. Хукер определяет право адата как культурно и территориально ограниченную правовую систему, которая не является унитарной по своей структуре. Х.М. Федершпиль согласен с мнением М.Б. Хукера в том, что адатское право ограничено культурно и территориально, что оно выступает в качестве «нравов и поведения различных культурных групп на всех индонезийских островах». Д. Хенли и Дж. С. Дэвидсон утверждают, что адат «означает «обычай» или «традицию», и несет в себе коннотации степенного порядка и консенсуса». Ученые в целом полагают, что адатское право представляет собой систему обычного права, которая ограничена культурно и территориально [3], а не правовую систему. Мы полагаем, что в данном вопросе стоит ориентироваться на мнение М.Б. Хукера, который утверждал, что адат — это правовая система, однако стоит отметить, что она действовала на момент колонизации; ныне, по нашему мнению, адат является частью правовой системы Индонезии.

Для Цитирования:
Иллюк Полина Алексеевна, Адат как символ солидарности в Индонезии. Ученый совет. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: