Адатское право — это право Индонезии, которое возникло исключительно из жизни индонезийского народа, регулировало жизнь группы лиц, являющихся членами того или иного сообщества, и передавалось из поколения в поколение. Его неписаный характер не умаляет его существования в сфере индонезийского права, его по-прежнему уважают и соблюдают люди, называемые народами адат, а его санкции, отличные от обычного закона, также делают этот закон уникальным. Адат в значительной степени отражает характер индонезийского сообщества и является символом его солидарности.
Правоведы сходятся во мнении, что термин «адат» произошел от арабского слова aadah или awaaid, что означает «традиция». Однако некоторые эксперты по адату, которые сомневаются в арабском происхождении термина, полагают, что понятие «адат» произошло от санскритского слово «адхи». Согласно работам исследователей, термин «адат» более известен, чем термин «адатское право» [5]. В данной работе мы будем использовать оба термина, так как по смыслу в данном контексте они практически идентичны.
В традиционном обществе Индонезии важно создание баланса между эмпирическим и невидимым миром, между всей человеческой общностью и отдельными людьми. Все действия, нарушающие баланс, являются нарушением закона, и адатское право восстанавливает нарушенный баланс, служит поддержанию гармонии, разрешает конфликты, поддерживает солидарность в сообществе, отражает идеалы морали религии и общества. В данном контексте санкция, возложенная за нарушения того или иного обычая, заключает в себе смысл восстановления космического баланса.
Согласно Т. Абдулле, адат может означать либо местный обычай, либо фундаментальную структурную гибкую систему общества, частью которой является этот обычай. Как гибкая система общества, адат образует основу всех этических и правовых суждений и источник социальных ожиданий [1].
Ученые не сошлись в едином мнении о том, что такое адат в правовом понимании этого термина. М.Б. Хукер определяет право адата как культурно и территориально ограниченную правовую систему, которая не является унитарной по своей структуре. Х.М. Федершпиль согласен с мнением М.Б. Хукера в том, что адатское право ограничено культурно и территориально, что оно выступает в качестве «нравов и поведения различных культурных групп на всех индонезийских островах». Д. Хенли и Дж. С. Дэвидсон утверждают, что адат «означает «обычай» или «традицию», и несет в себе коннотации степенного порядка и консенсуса». Ученые в целом полагают, что адатское право представляет собой систему обычного права, которая ограничена культурно и территориально [3], а не правовую систему. Мы полагаем, что в данном вопросе стоит ориентироваться на мнение М.Б. Хукера, который утверждал, что адат — это правовая система, однако стоит отметить, что она действовала на момент колонизации; ныне, по нашему мнению, адат является частью правовой системы Индонезии.