Для разработки, моделирования и испытания систем адаптивного управления был использован программный моделирующий комплекс «КМЭС» [1]. В ПМК «КМЭС» используются сложные поэлементные модели наземных ГТУ и соответствующие им модели СГ мощностью от 2,5 до 16 МВт. ПМК «КМЭС» внедрен на ОАО «ОДК-Авиадвигатель» и доказал свою точность и эффективность при решении задач разработки, настройки и поддержки процесса эксплуатации САУ ГТУ.
Подсистема адаптации, которая была разработана в процессе работы над диссертацией, была встроена в штатную САУ ГТУ.
Подсистема адаптации разрабатывается в виде программного модуля, который включен в состав штатной САУ ГТУ. Поэтому в работе сначала разрабатывается алгоритм построения подсистемы адаптивного управления. Затем в соответствии с этим алгоритмом выполняется программная реализация подсистемы адаптивного управления, которая встраивается в состав штатной селективной САУ ГТУ.
Для реализации приведенных ранее методов адаптивного управления в виде подсистемы для САУ ГТУ требуется рассчитать параметры адаптивных алгоритмов.
Исходя из предложенной ранее структуры адаптивной САУ ГТУ, подсистема адаптации будет связана только с контуром стабилизации частоты вращения.
Подробное применение алгоритма построения подсистемы адаптации будет рассмотрено в целях улучшения качества электроэнергии по частоте, поскольку это является целью настоящей работы. Перечень этапов построения подсистемы адаптации будет иметь следующий вид:
1. Выбор показателей качества переходных процессов, нуждающихся в улучшении и связанных с ними переменных состояния.
2. Определение контуров управления, непосредственно влияющих на выбранные переменные.
3. Синтез математической модели объекта управления.
4. Синтез замкнутых контуров, по результатам пунктов 2 и 3.
5. Подбор параметров для алгоритма беспоисковой идентификации.
6. Определение объекта динамической компенсации и расчет соответствующих параметров.