По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.08:616.718 DOI:10.33920/med-08-2403-05

Адаптация к условиям воспитания и обучения школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях (обзор литературы)

Шубочкина Евгения Ивановна д-р мед. наук, доцент, ведущий специалист, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 119296, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, e-mail: evshub@yanbex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3557-3867

Выполнен аналитический обзор по проблемам воспитания и обучения детей и подростков с детским церебральным параличом (ДЦП). Цель: изучение особенностей воспитания и адаптации школьников и студентов с ДЦП в образовательных организациях. Показаны причины появления ДЦП и его распространенность. Оценивалась эффективность медико-социальной реабилитации и оптимальные периоды для реабилитации различных функций. Изучены особенности семей с детьми с ДЦП. Показаны нарушения коммуникации, низкая двигательная активность детей и подростков с ДЦП. Оценены потребности в специалистах для адаптации детей в образовательных организациях: социальные работники, реабилитологи, дефектологи, психологи, социальные педагоги. Показаны проблемы детей и подростков с ДЦП в разных условиях обучения. Указаны потребности в обеспечении образовательных организаций при обучении детей с ДЦП. Рассмотрены особенности профессиональной ориентации подростков с ДЦП и возможности трудоустройства.

Литература:

1. Рахимова К.Э., Омонова У. Т., Нурматова Ш.О. Детский церебральный паралич — современный взгляд к патогенезу заболевания. Новый день в медицине. 2019; 3 (27): 10–13.

2. Рахметова Б.Л., Сулейменова, Р. К., Габдуллина А.Ж. Оценка эффективности медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом студентами медицинского вуза. В сборнике: Современные медицинские исследования. Сборник статей XIX Международной научной медицинской конференции. 2018: 14–18.

3. Ткаченко Е.С. Медико-социальный портрет семей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Казанский медицинский журнал. 2017; 98 (6): 1040–1043.

4. Артемьева В.Д., Мячина Е.К. К вопросу о проблеме родительского отношения отцов к детям с детским церебральным параличом. В сборнике: Познание и деятельность: от прошлого к настоящему. Материалы III Всероссийской научной конференции. Омск, 2021: 49–51.

5. Тукинова А.Р. Социализация как одна из реабилитационных структур при детском церебральном параличе. В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы. Сборник научных работ IV Международной молодежной научной конференции / отв. ред. А.В. Горбенко. 2018: 58–60.

6. Schiariti V, Oberlander T. F. Evaluating pain in cerebral palsy: comparing assessment tools using the International Classification of Functioning, Disability and Health. Disabil Rehabil. 2019; 41 (22): 2622–2629. DOI: 10.1080/09638288.2018.1472818

7. Faccioli S, Sassi S, Ferrari A. et all. Hip subluxation in Italian cerebral palsy children and its determinants: a retrospective cohort study. Int J Rehabil Res. 2022 Dec 1; 45 (4): 319–328. DOI: 10.1097/ MRR.0000000000000545

8. Faccioli S, Sassi S, Ferrari A et all. Prevalence and determinants of hip pain in non-ambulatory cerebral palsy children: a retrospective cohort study. Eur J Phys Rehabil Med. 2023; 59 (1): 32–41. DOI: 10.23736/ S1973–9087.22.07725–5

9. Колчина А. Г. Роль психолога-медиатора в формировании родительской позиции, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. В сборнике: Медиация в семейном конфликте. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2018: 45–49.

10. Белоусова К.Д., Викторова О. Е. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Перспективы развития науки в современном мире: материалы Международной (заочной) конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. 2018: 528–533.

11. Chien Ch, Rodger S, Copley J. Development and Psychometric Evaluation of a New Measure for Children’s Participation in Hand-Use Life ituations. Arch Phys Med Rehabil. 2015; 96 (6): 1045–55. DOI: 10.1016/j. apmr.2014.11.013

12. Поршнева В.С., Шеверева Т.В. Коммуникативные возможности детей с детским церебральным параличом. Академическая публицистика. 2021; 1: 298–300.

13. Mei C., Reilly S., Reddihough D. et al. Activities and participation of children with cerebral palsy: parent perspectives Disabil Rehabil. 2015; 37 (23): 2164–73. DOI: 10.3109/09638288.2014.999164

14. Терлецкая О.В., Крылова А.С. Особенности изучения коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование. 2018; 3: 84–94.

15. Давыдов А. Т., Бутко Д.Ю., Даниленко Л.А., Артамонова М.В. Опыт диагностики и реабилитации подростков с детским церебральным параличом при нарушении психических функций. Детская медицина Северо-запада. 2021; 9 (1): 118–119.

16. Арутюнян. М.Р. К проблеме доступности и эффективности реабилитационных программ для лиц с инвалидностью в Армении. Актуальные научные исследования в современном мире. 2017: 14–16.

17. Гилев Г.А., Яловенко С.В., Чернов Ю.И., Шамгуллина В.Р. Повышение устойчивости внимания при развитии двигательной подготовленности у детей с детским церебральным параличом. Наука и спорт: современные тенденции. 2018; 18 (1): 44–49.

18. Воробьева Т. Г. Оценка функционального состояния организма детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тенденции развития науки и образования. 2020; 59 (1): 15–18. DOI: 10.18411/lj03-2020-03

19. Филатова Е.А., Ковалева О.Л., Кулабухова М.А., Руденко Е.В. К вопросу о развитии творческой активности у детей с ДЦП в системе психолого-педагогической реабилитации. Сборник «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход». VII Всероссийская конференция с международным участием. 23–25 ноября 2017: 327–332.

20. Тастан Т.Р., Шликбаева Б.А., Абдилманова Э.Н. Основные направления психосоциальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход». VII Всероссийская конференция с международным участием. 23–25 ноября 2017 года. 2017: 317–321.

21. Рычкова Л.С., Смирнова Т.А., Конева О.Б. и др. Теоретические и практические аспекты социальной реабилитации детей детским церебральным параличом. Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2018; 3 (1): 25–29.

22. Давыдова М.В., Бутурлакина Е.В., Войчишина А.В. Психологические особенности эмоциональных проявлений при детском церебральном параличе. Центральный научный вестник. 2019; 4 (71): 8–10.

23. Оганесян М.А. Особенности формирования личности у подростков с детским церебральным параличом. Наукосфера. 2020; 5: 14–17.

24. Михайлова Е.Н. Социальная адаптация обучающихся с детским церебральным параличом в процессе психолого-педагогического сопровождения. В сборнике: Мир детства и образование: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2020: 48–53.

25. Петрова И.Н., Склярова А.А. Особенности адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Статья в сборнике трудов конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт». 2018: 153–157.

26. Шубаева Г.С., Нуржавова А.А. Самооценка физического развития детей с церебральным параличом. Международный научно-исследовательский журнал 2018; 12 (78). DOI: 10.23670/IRJ.2018;78.12.075

27. Takken Tim Chronic Diseases, Exercise, and Physical Activity in Childhood: 2016 in Review. Pediatr Exerc Sci. 2017; 29 (1): 57–59. DOI: 10.1123/pes.2017–0001

28. Shields N., Synno A. Perceived barriers and facilitators to participation in physical activity for children with disability: a qualitative study BMC Pediatr. 2016; 16–19. DOI: 10.1186/s12887-016-0544-7

29. Меркулов А.В., Текучева А.А., Махновская Н. В Использование современных технологий в комплексной реабилитации старших школьников с детским церебральным параличом в Ставропольском крае. Вопросы педагогики. 2022; 1 (1): 191–194.

30. Гусейнова А.А. Комплексная помощь ребенку с церебральным параличом и его семье. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018; 2 (76): 74–76.

31. Шевелева Д. Е. Дошкольная инклюзия для детей с детским церебральным параличом. Коррекционно-педагогическое образование. 2020; 4 (24): 28–42.

32. Болдырева В.Э., Якунькина В.И. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике: Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. 2018: 130–132.

33. Валиулина В.Р., Колобова И.К. Возможности обучения детей с детским церебральным параличом в классах инклюзивной направленности. Перо науки. 2020; 22: 11–15.

34. Павлова О.С. Исследование специфики отношения к дефекту у подростков с детским церебральным параличом. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; 20: 61–65.

35. Дунина С.С. Особенности профилактики агрессии у подростков с детским церебральным параличом. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019; 2: 193–199. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-23

36. Николаева И.В. Копинг поведение и механизмы психологической защиты подростков с двигательными нарушениями. Auditorium. 2019; 2 (22): 186–188.

37. Малинина И.А. Факторы успешности обучающихся с детским церебральным параличом при освоении общеобразовательных программ. Человек и образование. 2022; 3: 78–85. DOI: 10.54884/ S181570410023060–1

38. Григорова З. Н, Андреева К.Н. Особенности профессионального самоопределения подростков с детским церебральным параличом. Детская медицина Северо-Запада. 2018; 7 (1): 92.

39. Пахомова Е.П. Профориентация лиц с детским церебральным параличом. В сборнике: Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: материалы международной научно-практической конференции. 2018: 158–163.

40. Богданова Д.И., Малушко О.А. Особенности ДЦП у студентов. Физическая культура в реабилитации ДЦП. В сборнике: физическая культура и спорт в системе высшего образования: материалы V Международной научно-методической конференции. 2017: 24–27

41. Вязова Н.В., Мелехова В.М. Социокультурная реабилитация студентов с детским церебральным параличом методом библиотерапии с учетом особенностей личностного развития. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021; 3–4 (63): 155–164. DOI: 10.51944/2072-2516_2021_3-4_155

42. Белоусова Н.Ю. Организация внеучебной профессионально-направленной деятельности обучающихся с церебральным параличом в профессиональном образовательном учреждении. В сборнике: педагогика XXI века: стандарты и практики: материалы международной научно-практической конференции в 2 частях. 2016: 211–217.

43. Noten S, Selb M., Troenosemito L. et all. ICF Core Sets for the assessment of functioning of adults with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 2022; 64 (5): 569–577. DOI: 10.1111/dmcn.15104.

44. Богданович Г.Н. Особенности социализации людей с диагнозом «детский церебральный паралич». Учитель Алтая. Научно-педагогический журнал. 2020; 3 (4): 77–88.

1. Rakhimova K. E., Omonova U.T., Nurmatova S.O. Cerebral palsy — a modern view of the pathogenesis of the disease. Novy`j den` v medicine. (A new day in medicine.). 2019; 3 (27): 10–13. (in Russian)

2. Rakhmetova B. L., Suleimenova, R. K., Gabdullina A.J. Evaluation of the effectiveness of medical and social rehabilitation of disabled children with cerebral palsy by medical university students. In the collection: Modern medical research (In the collection: Modern medical research). Collection of articles of the XIX International Scientific Medical Conference. 2018: 14–18. (in Russian)

3. Tkachenko E. S. Medical and social portrait of families raising children with cerebral palsy. Kazanskij medicinskij zhurnal (Kazan Medical Journal). 2017; 98 (6): 1040–1043. (in Russian)

4. Artemyeva V.D., Myachina E.K. On the issue of the problem of parental attitude of fathers to children with cerebral palsy. In the collection: Cognition and activity: from the past to the present. Materials of the III All-Russian Scientific Conference. Omsk, 2021: 49–51 (in Russian)

5. Tukinova A.R. Socialization as one of the rehabilitation structures in cerebral palsy. In the collection: Youthin-science: — new-arguments (Youth in Science: New Arguments). Collection of scientific papers of the IV International Youth Scientific Conference. Ed. by A.V. Gorbenko. 2018: 58–60 (in Russian)

6. Schiariti V, Oberlander T. F. Evaluating pain in cerebral palsy: comparing assessment tools using the International Classification of Functioning, Disability and Health. Disabil Rehabil. 2019; 41 (22): 2622–2629. DOI: 10.1080/09638288.2018.1472818

7. Faccioli S, Sassi S, Ferrari A.. et all. Hip subluxation in Italian cerebral palsy children and its determinants: a retrospective cohort study. Int J Rehabil Res. 2022; 45 (4): 319–328. DOI: 10.1097/ MRR.0000000000000545

8. Faccioli S, Sassi S, Ferrari A et all. Prevalence and determinants of hip pain in non-ambulatory cerebral palsy children: a retrospective cohort study. Eur J Phys Rehabil Med. 2023; 59 (1): 32–41. DOI: 10.23736/ S1973–9087.22.07725–5

9. Kolchina A.G. The role of a psychologist-mediator in the formation of a parental position, raising children with cerebral palsy. In the collection: Mediation in family conflict. Collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. 2018: 45–49. (in Russian)

10. Belousova K.D., Viktorova O. E. Features of communication with peers of older preschool children with cerebral palsy. Prospects for the development of science in the modern world. Materials of the International (correspondence) Conference under the general editorship of A. I. Vostretsov. 2018: 528–533. (in Russian)

11. Chien Ch, Rodger S, Copley J. Development and Psychometric Evaluation of a New Measure for Children’s Participation in Hand-Use Life ituations. Arch Phys Med Rehabil. 2015 Jun; 96 (6): 1045–55. DOI: 10.1016/j.apmr.2014.11.013

12. Porshneva V. S., Sheveleva T.V. Communicative capabilities of children with cerebral palsy. akademicheskaya-publicistika (Academic journalism). 2021; 1: 298–30 (in Russian)

13. Mei C., Reilly S., Reddihough D. et al. Activities and participation of children with cerebral palsy: parent perspectives Disabil Rehabil. 2015; 37 (23): 2164–73. DOI: 10.3109/09638288.2014.999164

14. Terletskaya O.V., Krylova A. S. Peculiarities of studying communicative universal educational actions of younger schoolchildren with disabilities. Specialnoe-obrazovanie (Special education). 2018; 3: 84–94. (in Russian)

15. Davydov A.T., Butko D.Yu., Danilenko L.A., Artamonova M.V. Experience of diagnosis and rehabilitation of adolescents with cerebral palsy in violation of mental functions. Detskaya-medicina-severo-zapada (Children’s medicine of the North-West). 2021; 9 (1): 118–11. (in Russian)

16. Harutyunyan. M.R. On the problem of accessibility and effectiveness of rehabilitation programs for persons with disabilities in Armenia. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire (Current scientific research in the modern world). 2017: 14–16. (in Russian)

17. Gilev G.A., Yalovenko S.V., Chernov Yu. I., Shamgullina V.R. Increasing the stability of attention during the development of motor readiness in children with cerebral palsy. Nauka-i-sport: — sovremennye-tendencii(Science and sport: current trends). 2018; 18 (1): 44–49 (In Russian)

18. Vorobyova T.G. Assessment of the functional state of the body of children with disorders of the musculoskeletal system. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya (Trends in the development of science and education). 2020; 59–1: 15–18. DOI: 10.18411/lj-03-2020-03 (in Russian)

19. Filatova E.A., Kovaleva O. L., Kulabukhova M.A., Rudenko E.V. On the development of creative activity in children with cerebral palsy in the system of psychological and pedagogical rehabilitation. Sbornik «Psikhologiya zdorovya i bolezni: kliniko-psikhologicheskij podkhod» (Collection «Psychology of health and disease: clinical and psychological approach»). VII All-Russian Conference with international participation. November 23–25, 2017: 327–332. (in Russian)

20. Tastan T.R., Shpikbaeva B.A., Abdilmanova E.N. The main directions of psychosocial rehabilitation of children with disabilities. Sbornik «Psikhologiya zdorovya i bolezni: kliniko-psikhologicheskij podkhod» (Collection «Psychology of health and disease: clinical and psychological approach»). VII All-Russian Conference with international participation. November 23–25, 2017: 317–321 (in Russian)

21. Rychkova L. S., Smirnova T.A., Koneva O.B., Botova N.D., Nikolin V.V. Theoretical and practical aspects of social rehabilitation of children with cerebral palsy. Vestnik soveta molodykh uchyonykh i specialistov chelyabinskoj oblasti (Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk region). 2018; 1 (20): 25–29 (in Russian)

22. Davydova M.V., Buturlakina E.V., Voychishina A.V. Psychological features of emotional manifestations in cerebral palsy. Centralnyj nauchnyj vestnik (Central Scientific Bulletin). 2019; 4 (6): 8–10 (in Russian)

23. Oganesyan M.A. Features of personality formation in adolescents with cerebral palsy. Naukosfera (The sciencosphere). 2020; 5: 14–17. (in Russian)

24. Mikhailova E.N. Social adaptation of students with cerebral palsy in the process of psychological and pedagogical support. V sbornike: mir detstva i obrazovanie (In the collection: the world of childhood and education). Collection of materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov. 2020: 48–53 (in Russian)

25. Petrova I.N., Sklyarova A.A. Features of adaptive physical education of primary school children with cerebral palsy. Statya-v-sbornike-trudov-konferencii-«nauka-i-obrazovanie: — otechestvennyj-i-zarubezhnyj-opyt» (Article in the proceedings of the conference «science and education: domestic and foreign experience»). 2018: 153–157. (in Russian)

26. Shubaeva G. S., Nurzhanova A.A. Self-assessment of physical development of children with cerebral palsy. Mezhdunarodnyj-nauchno-issledovatelskij-zhurnal. International Research Journal) 2018; 12 (78). DOI: https: //doi.org/10.23670/IRJ.2018.78.12.075

27. Takken Tim Chronic Diseases, Exercise, and Physical Activity in Childhood: 2016 in Review. Pediatr Exerc Sci. 2017; 29 (1): 57–59. DOI: 10.1123/pes.2017–0001. (in Russian)

28. Shields N., Synno A. Perceived barriers and facilitators to participation in physical activity for children with disability: a qualitative study BMC Pediatr. 2016: 16–19. DOI: 10.1186/s12887-016-0544-7

29. Merkulov A.V., Tekucheva A.A., Makhnovskaya N.V. The use of modern technologies in the comprehensive rehabilitation of senior schoolchildren with cerebral palsy in the Stavropol Territory. Voprosy-pedagogiki (Questions of pedagogy). 2022; 1–1: 191–194. (in Russian)

30. Huseynova A.A. Comprehensive care for a child with cerebral palsy and his family. Korrekcionnaya-pedagogika: — teoriya-i-praktika (Correctional pedagogy: theory and practice). 2018; 2 (76): 74–76. (in Russian)

31. Sheveleva D. E. Preschool inclusion for children with cerebral palsy. Korrekcionno-pedagogicheskoe-obrazovanie (Correctional and pedagogical education). 2020; 4 (24): 28–42. (in Russian)

32. Boldyreva V. E., Yakunkina V. I. Inclusive education of persons with disabilities». V-sbornike: — innovacionnoe-razvitie: — potencial-nauki-i-sovremennogo-obrazovaniya (In the collection: innovative development: the potential of science and modern education). Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference. In 2 parts. Responsible editor G.Y. Gulyaev. 2018: 130–132. (in Russian)

33. Valiullina V.R., Kolobova I.K. The possibilities of teaching children with cerebral palsy in inclusive classes. Pero-nauki (The pen of science). 2020; 22: 11–15. (in Russian)

34. Pavlova O. S. Investigation of the specifics of the attitude to the defect in adolescents with cerebral palsy. Nauchno-metodicheskij-ehlektronnyj-zhurnal-«koncept» (Scientific and methodological electronic journal «Concept»). 2016; 20: 61–65. (in Russian)

35. Dunina S. S. Features of aggression prevention in adolescents with cerebral palsy. Gercenovskie-chteniya: — psikhologicheskie-issledovaniya-v-obrazovanii (Herzen readings: Psychological research in Education). 2019; 2: 193–199. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-23. (in Russian)

36. Nikolaeva I.V. Coping behavior and mechanisms of psychological protection of adolescents with motor disorders. Auditorium. 2019; 2 (22): 186–188. (in Russian)

37. Malinina I.A. Success factors of students with cerebral palsy in the development of general education programs. Chelovek-i-obrazovanie (Man and education.) 2022; 3: 78–85. DOI: 10.54884/S181570410023060–1 (in Russian)

38. Grigorova Z.N., Andreeva K.N. Features of professional self-determination of adolescents with cerebral palsy. Detskaya-medicina-severo-zapada (Children’s medicine of the North-West). 2018; 7 (1): 92. (in Russian)

39. Pakhomova E.P. Career guidance of persons with cerebral palsy. V-sbornike: — aktualnye-problemy-proforientologii-na-sovremennom-ehtape-razvitiya-obshchestva (In the collection: Actual problems of career guidance at the present stage of society development). Materials of the International Scientific and Practical conference. 2018: 158–163. (in Russian)

40. Bogdanova D. I., Malushko O.A. Features of cerebral palsy in students. Physical culture in the rehabilitation of cerebral palsy. V-sbornike: — fizicheskaya-kultura-i-sport-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (In the collection: physical culture and sports in the system of higher education). Materials of the V International Scientific and Methodological Conference. 2017: 24–27. (in Russian)

41. Vyazova N.V., Melikhova V.M. Socio-cultural rehabilitation of students with cerebral palsy by the method of bibliotherapy, taking into account the peculiarities of personal development Novoe-v-psikhologo-pedagogicheskikh-issledovaniyakh (New in psychological and pedagogical research). 2021: 155–164. DOI: 10.51944/2072-2516_2021_3-4_155 (in Russian)

42. Belousova N.Yu. Organization of extracurricular professionally-directed activities of students with cerebral palsy in a professional educational institution. V-sbornike: — pedagogika-xxi-veka: — standarty-i-praktiki (In the collection: pedagogy of the xxi century: standards and practices). materials of the international scientific and practical conference: in 2 parts. 2016: 211–217. (in Russian)

43. Noten S., Selb M., Troenosemito L. ICF Core Sets for the assessment of functioning of adults with cerebral palsy. Dev Med Child Neurol. 2022; 64 (5): 569–577. DOI: 10.1111/dmcn.15104.

44. Bogdanovich G.N. Features of socialization of people diagnosed with cerebral palsy. Uchitel-altaya-nauchno-pedagogicheskij-zhurnal (Teacher of Altai. Scientific and pedagogical journal). 2020; 3 (4): 77–88. (in Russian)

Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется двигательными нарушениями разной степени выраженности, может сопровождаться интеллектуальными и психоэмоциональными расстройствами, нарушением речи и коммуникации. Заболеваемость ДЦП составляет 2,5 случая на 1000 новорожденных. В структуре детской инвалидности ДЦП занимает от 30 до 70 % и заслуживает пристального внимания. Факторы риска: генетические факторы, внутриутробные инфекции, угроза выкидышей, кровотечения, отслойка плаценты, возраст матери более 35 лет, ожирение и другие. До 50 % случаев ДЦП не имеют установленной этиологии, большое значение придается генетическим факторам. Есть доказательства влияния вирусов на плод, способствующие риску развития ДЦП [1]. На фоне распространенности заболевания важно изучить процесс адаптации таких детей и подростков к условиям воспитания и обучения.

Цель обзора — изучить особенности воспитания и адаптации школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях, профориентацию и возможности трудоустройства.

Выполнен обзор научных исследований, собранных с использованием порталов Elibrary и PuBmed. При информационном поиске использовались ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, психологические и физические особенности, образовательные организации. Всего просмотрено 540 источников, в статье использовано 44, из них 8 иностранных, опубликованных с 2014 по 2023 г.

Оценена эффективность медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с ДЦП. Улучшение двигательных функций более эффективно у детей школьного возраста, коррекция психологического развития у дошкольников, речь у детей 3–5 лет. Современным требованиям отвечает комплексная реабилитация [2]. Опрос родителей, имеющих детей с ДЦП, показал, что в 77 % случаев ребенок воспитывался в полной семье, в 50 % семей после установления ребенку диагноза ДЦП происходило ухудшение семейного микроклимата и материального положения из-за ухода матери с работы. Большинство семей не имело жилья, адаптированного к дефектам ребенка [3]. У детей были более доверительные отношения с матерью, чем с отцом. Часто отцы уходят из семьи, где родился особый ребенок. Если они остаются, то работают и меньше контактируют с ребенком [4]. Семья после рождения ребенка с ДЦП становится более закрытой, изолированной и ребенок тоже. Медицинский персонал сообщал, что при контактах с семьей видели изоляцию ребенка от общества, неадекватное отношение к ребенку, сложности с ориентацией в этой ситуации, некоммуникабельность. Из-за этого родители мало знают об услугах, на которые имеет право ребенок [5].

Для Цитирования:
Шубочкина Евгения Ивановна, Адаптация к условиям воспитания и обучения школьников и студентов с детским церебральным параличом в образовательных организациях (обзор литературы). Санитарный врач. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: