По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Адаптация детей-сирот, выпускников интернатных учреждений: теория и практика

Новые формы работы социальной поддержки детей-сирот для достижения максимального благополучного результата в их социализации: «Тренировочная квартира», «Социальная гостиная», выездные мероприятия, социальное партнёрство с НКО и благотворительными фондами. Об актуальных вопросах подготовки выпускников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни и сопровождении их в процессе социализации руководителям органов ЗАГС регионов России в рамках научно-практической студенческой конференции, прошедшей под эгидой Управления ЗАГС Ставропольского края, рассказали практики: Рузанна Арутюнян — социальный педагог Азовского центра помощи детям; Мария Залужная — кандидат педагогических наук, почётный работник сферы образования РФ, замдиректора Азовского центра помощи детям (Ростовская область).

Выпускники интернатных учреждений — это отдельная категория молодых людей, которые имеют ряд особенностей в социальной адаптации. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев такие молодые люди совершенно не адаптированы к жизни вне стен интернатного учреждения и имеют низкий уровень социальноправовых знаний, что снижает их интеграцию в социуме.

При выходе из Азовского центра помощи детям выпускники получают пакет документов, который необходим им для обустройства своей жизни: свидетельство о рождении; паспорт; справку о пребывании в учреждении; справку о состоянии здоровья; свидетельство, в котором указаны данные о родителях или иных родственниках; а также документы, подтверждающие право на жилплощадь.

В предвыпускной период многие выпускники не осознают, что они стоят на пороге взрослой жизни, так как государство не перестаёт о них заботиться, у них есть жильё, трансферты на питание, стипендия. Государство даёт возможность выпускнику освоить профессию, после окончания образовательного учреждения они получают «подъёмные» выплаты, жильё, также выпускник имеет право на поддержку от различных муниципальных органов самоуправления.

Вместе с тем потребительское отношение, формирующееся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.

Условия жизни в интернатных учреждениях ограничивают установление конструктивных взаимодействий с социумом. Выпускник интернатного учреждения, ограниченный в социальных связях, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Первый год самостоятельной жизни — это «переломный» период на жизненном пути выпускника. Наибольшее испытание, с которым сталкиваются молодые люди в это время, — свобода принимать самостоятельные решения при отсутствии достаточного понимания последствий.

Для Цитирования:
Адаптация детей-сирот, выпускников интернатных учреждений: теория и практика . ЗАГС. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: