Потребность моего выступления в журнале «Прораб» заключается в том, чтобы раскрыть суть закоренелых технологических регламентов по выполнению превентивных мер и устройству ледовых переправ, так как они противоречат научным основам и наносят ущерб экономике и из-за ограничения транспортной доступности в межнавигационные периоды. Причиной неразумного управления является лицемерие управленцев и их чуждое отношение к науке, потребность своей задумки вижу в том, чтобы человек, прочитавший публикацию, смог увидеть картину запустения с крайней степенью беззакония и беспорядка. Такой принцип позволит осознать и ключевое направление, выражающееся в том, что наша методология новшеств является плодотворной и совершенно необходимой для ускорения выхода из создавшегося кризиса.
Признаюсь, что уже на протяжении многих лет перебарываю душевные терзания, доказывая алгоритм функционирования новаций. Поэтому продолжаю писать о безрассудной технической политике с пагубными последствиями для национальной безопасности. При этом предлагаю новые конструктивные решения, надеясь на пробуждение сознания у чиновников и передовой части общества, а также на адекватную законность. Добавлю, что наш опыт при устройстве ледовых переправ и превентивных мер отчасти сообразуется и с разумностью исторического отечественного опыта. Выборочно напомню следующие примеры. При работе железнодорожной ледяной переправы через реку Волга у Казани с 1892 по 1913 год, перекатку гружёных вагонов начинали с третьей декады ноября, а на ледовой блокадной «Дороге жизни» движение техники по льду осуществлялось с 22 ноября 1941г. по 25 апреля 1942 г. О странных сроках открытия и закрытия автозимников в наше время повторять не стану. При существующей прострации управленцев составление различных долгосрочных стратегий является обманом. С учётом участившихся с 2001 года наводнений, гибели людей на автозимниках и парализованности экономики из-за отсутствия транспортной доступности, предлагаю следующее развитие.
Учитывая значительную роль реки Лены и её бассейна в аспекте фактора экологического риска для экосистемы, экологических ресурсов и для человеческой деятельности, высказывать своё суждение начну с азов термодинамики, так как она взаимосвязана с причинами участившихся заторов и наводнений. Это объясняется явлением «режеляция» (вторичное смерзание льда), открытого Фарадеем в 1850 г. Подтверждением этого являются исследования гляциологов. Так, после раскалывания куска льдины её обломки при свободном соприкосновении моментально смерзались. Далее вновь смерзшая льдина раскалывалась не в границах смерзания, а в ненарушенных местах. Это явление известно по смерзанию мороженой рыбы в воде. Особенным свойством льдообразования является замерзание воды в замкнутом контуре. Известно, что при этом развивается давление от 2,5 до 6 тысяч атмосфер. Примером более прочного льда является пробуриваемая рыбаком лунка, которую разбурить труднее, чем новую. Становится понятным, что взрывы способствуют образованию прочных ледяных массивов. Так что стихийные бедствия, повлекшие за собой траты десятки миллиардов рублей на восстановительные работы, стали не из-за аномальных явлений, а видимо вследствие техногенных факторов. К этому следует добавить ещё один важный момент. При распиловке льда происходит изменение профиля (градиента) температур, способствующего конвективному теплообмену и ускорению прирастания льда снизу. Кроме этого, из-за зимнего понижения уровня воды, создаются условия для повышенной вероятности возникновения трещин в ледяном покрове. Вода заполняет пропиленные борозды, превращаясь в прочный лёд. Неблагоразумным считаю и зачернение песком. При потеплении он опускается вниз, а при заморозках является связующим веществом, формирующим дисперсно-армированные льдокомпозиты с более прочными свойствами чем обычный лёд.