По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2507-02

Абстракционизм Кандинского и логика мировой революции

Беляев Вадим Алексеевич независимый исследователь, Россия, 142004, Московская обл., г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 38, кв. 194, E-mail: Vbelyaev@Yandex.ru, ORCID: 0009-0008-8260-1753

Эта статья представляет собой размышления о судьбе В.В. Кандинского, о судьбе абстракционизма в искусстве ХХ в. и о связи всего этого с логикой мировой революции. Автор рассматривает внутреннюю связь между логикой абстракционизма в искусстве начала ХХ в., логикой его революционности и логикой революционности в других аспектах социокультурной реальности этой эпохи. Выявляются те идеально-проектные слои, которые позволяют говорить о едином пространстве революционности, о симметрии и резонансе между различными ее выражениями. Показывается драматизм соотношения идеально-проектных и реализационных планов в различных аспектах мировой революции. Раскрывается парадоксальность секулярной эзотерики, к которой можно причислить путь Кандинского.

Литература:

1. Беляев В.А. Методологический дискурс о модерне: Через критику книги Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне». — М.: URSS, 2022. — 367 с.

2. Беляев В.А. Методология как социокультурный феномен: Методология в широком смысле. Социокультурная методология. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии. — М.: URSS, 2022. — 406 с.

3. Беляев В.А. Методология ММК в зеркале социокультурной методологии. — М.: КнигИздат, 2022. — 308 с.

4. Беляев В.А. Европейская социальность в зеркале социокультурной методологии и параметрической реконструкции. — М.: КнигИздат, 2022. — 428 с.

5. Якимович А.К. Кандинский. — М.: Молодая гвардия, 2019.

1. Belyaev V.A. Methodological discourse on modernity: Through criticism of the book by Y. Habermas “Philosophical discourse on Modernity”. — M.: URSS, 2022. — 367 p.

2. Belyaev V.A. Methodology as a socio-cultural phenomenon: Methodology in a broad sense. Sociocultural methodology. MMС methodology in the mirror of sociocultural methodology. — M.: URSS, 2022. — 406 p.

3. Belyaev V.A. MMС methodology in the mirror of sociocultural methodology. — M.: KnigIzdat, 2022. — 308 p.

4. Belyaev V.A. European sociality in the mirror of sociocultural methodology and parametric reconstruction. — M.: KnigIzdat, 2022. — 428 p.

5. Yakimovich A.K. Kandinsky. — M.: Molodaya gvardiya, 2019.

Статья поступила 18.03.2025.

Статья одобрена к публикации 26.05.2025.

Эти размышления инициированы прочтением книги А. Якимовича о Кандинском [5], вышедшей в серии «ЖЗЛ». Буду называть Якимовича Автором.

Посмотрим на то, каким образом Автор задает фундамент своих размышлений о Кандинском и его эпохе.

Во-первых.

Автор связывает логику абстракционизма Кандинского со стремлением людей его эпохи выйти за пределы нормальной реальности человеческой жизни.

«В 1882 году, когда Василий Кандинский был подростком и думал о поступлении в университет (и еще не догадывался о том, что ему предстоит стать живописцем), была опубликована “Веселая наука”, книга размышлений Фридриха Ницше. Там среди прочего мы прочитаем такие слова: “Куда мы движемся? Не находимся ли мы в состоянии постоянного падения? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях? Существуют ли еще верх и низ? Не пролетаем ли мы словно через бесконечное Ничто?” Это похоже на описание невесомости. Как будто мыслитель описывает космическое пространство, а там нет притягивающих масс материи. И мы носимся “во всех направлениях”, и наше “состояние постоянного падения” через “бесконечное Ничто” оборачивается свободным движением в любую сторону. А еще приведенные выше слова Ницше странным образом напоминают нам об абстрактных картинах Кандинского. <...>

Так строится отныне творческий процесс, такая опасная и мятежная потребность намечается в творческих устремлениях людей искусства. Им почему-то все чаще представляется, что нормальная реальность жизни человеческой — это неправда, фикция и даже опасная иллюзия.

Реальность, в которой мы живем, она неистинная, ее как будто подменили. Современники Ницше и Врубеля, Метерлинка и Андре Жида, Кандинского и Чехова постоянно испытывали это некомфортное ощущение. Что-то случилось с той реальностью, которую мы видим, в которой мы существуем. И художник обязан дать ответ на этот вызов времени и встретиться с иной реальностью.

Для Цитирования:
Беляев Вадим Алексеевич, Абстракционизм Кандинского и логика мировой революции. Вопросы культурологии. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: