Статья поступила 18.03.2025.
Статья одобрена к публикации 26.05.2025.
Эти размышления инициированы прочтением книги А. Якимовича о Кандинском [5], вышедшей в серии «ЖЗЛ». Буду называть Якимовича Автором.
Посмотрим на то, каким образом Автор задает фундамент своих размышлений о Кандинском и его эпохе.
Во-первых.
Автор связывает логику абстракционизма Кандинского со стремлением людей его эпохи выйти за пределы нормальной реальности человеческой жизни.
«В 1882 году, когда Василий Кандинский был подростком и думал о поступлении в университет (и еще не догадывался о том, что ему предстоит стать живописцем), была опубликована “Веселая наука”, книга размышлений Фридриха Ницше. Там среди прочего мы прочитаем такие слова: “Куда мы движемся? Не находимся ли мы в состоянии постоянного падения? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях? Существуют ли еще верх и низ? Не пролетаем ли мы словно через бесконечное Ничто?” Это похоже на описание невесомости. Как будто мыслитель описывает космическое пространство, а там нет притягивающих масс материи. И мы носимся “во всех направлениях”, и наше “состояние постоянного падения” через “бесконечное Ничто” оборачивается свободным движением в любую сторону. А еще приведенные выше слова Ницше странным образом напоминают нам об абстрактных картинах Кандинского. <...>
Так строится отныне творческий процесс, такая опасная и мятежная потребность намечается в творческих устремлениях людей искусства. Им почему-то все чаще представляется, что нормальная реальность жизни человеческой — это неправда, фикция и даже опасная иллюзия.
Реальность, в которой мы живем, она неистинная, ее как будто подменили. Современники Ницше и Врубеля, Метерлинка и Андре Жида, Кандинского и Чехова постоянно испытывали это некомфортное ощущение. Что-то случилось с той реальностью, которую мы видим, в которой мы существуем. И художник обязан дать ответ на этот вызов времени и встретиться с иной реальностью.