По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: (091)130.2

“А смысл?”

Кабанова Лилия Ивановна ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет». Россия, 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail: Lila31@yandex.ru

Автор размышляет о смысловом измерении человеческой жизни как об одном из самых парадоксальных феноменов. Стремясь к счастью как к смыслу жизни, человеку зачастую приходится обнаруживать смысл лишь в мужественном принятии судьбы, в осознании предельности и трагичности жизни.

Статья поступила 13.03.2018 г.

Литература:

1. Бибихин В.В. Ницше в поле европейской мысли // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей / Под ред. В. Каплуна. — СПб.: Европ. ун-т ; М.: Летний сад, 2003. — C. 330–346.

2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. — М.: Современник, 1989. — 555 с.

3. Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 7 т. Т. 7. Из писем и записных тетрадей (1838–1881). — М.: Лексика, 1994. — С. 543–562.

4. Иванов В.И. О кризисе гуманизма. К морфологии современной культуры и психологии современности // Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994. — С. 102–111.

5. Иванов В.И. Спорады // Родное и вселенское. — М.: Республика, 1994. — С. 73–90.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2. — М.: Искусство, 1994. — 604 с.

7. Хайдеггер М. Размышления VII–XI (Черные тетради 1938–1939) / Пер. с нем. А.Б. Григорьева; науч. ред. перевода М. Маяцкий. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. — 528 с.

«Кто ищет — вынужден блуждать».

И. В. Гете

Необходим внутренний ресурс, чтобы что-то делать с собой, и с миром, и с вдруг открывающейся идеей многомирия. Наш мир, согласно многим религиозным и философским воззрениям, — то ли театр, то ли сон, то ли иллюзия. Идея множественности миров в буддизме, например, предполагает, что человек должен пробудиться от инфернальности этого, реального мира, которому искренне в своей обыденной практике может доверять. Или уже не доверять, примером чему — опыт мысли Платона, а затем Декарта. Весьма странно говорить о смыслах, исходя из идеи многомирия и иллюзорности реальности.

Уникальна, уже хотя бы по этой причине, любовь философии к теме смысла, преподносящей в своем рационалистическом порыве смысл, как что-то настоящее и подлинное на фоне бесмыссленности. С поиска структуры, по аналогии с которой можно было бы обнаружить себя подлинным, возникает первое философское учение о Бытии. Именно с обращенности к онтологии и началось путешествие человечества к смыслам. Но тема настолько тонка, что легко впасть то ли в пафос, то ли в фальшь, что одно и то же и не согласуется с великой задачей ищущего.

В ХХ в. Хайдеггер, точно мантру, будет повторять в разные периоды своей жизни и философской заинтересованности — Бытие, Бытие, Бытие… Смерть. Именно он высказал невозможность для человека избежать встречи со своей собственной предельностью. Значит, тема смысла сообразуется с чем-то предельным. С предельностью жизни. То, с чем обыденное сознание не намерено мириться, выдавая то отчаяние, то тревогу, безразличие или же, напротив, бешенный активизм, внешнюю деятельную жизнь, желание обуздать время, перманентное «омолаживание», попытки договориться с судьбой или обстоятельствами. Но боги Олимпа, как это уже хорошо понимали греки дохристианской эпохи, равнодушны. Они взирают с усмешкой. С судьбой договориться никому еще не удалось, как, например, героям Софокла или Еврипида. Вечное предупреждение смертным, о том, что они смертны. «Участь человека, — пишет Хайдеггер, — во всех формах ее организации и их снаряжения — настолько вытеснена в сферу махинаций, что больше не достигается метафизическое (а значит, как следствие, — моральное и относящееся к «идеалам» и «ценностям») решение, поскольку оно эту сущность человека в своем пространстве решения уже не может ни догнать, ни вернуть. Новоевропейская сущность человека вошла в тот отрезок своей истории, который настолько отдал эту сущность на произвол сущего, что оставленность Бытием начинает кивать на само Бытие; чем исключительнее он занимается расчетами и действиями, не сознавая и не имея возможности сознавать, что он становится чуждым посреди сущего, где считал себя своим, — что человек мчится к историческому моменту, когда эта чуждость овладеет им, а затем или убьет его своим ужасом, или же повергнет в нужду быть чужаком в жилище богов» [7. C. 91–92].

Для Цитирования:
Кабанова Лилия Ивановна, “А смысл?”. Вопросы культурологии. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: