По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.9

А кто ответчик?

П.В. Ерин эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Российская организация (далее – организация) поставила товар российской организации «А». Данная организация выплатила аванс в соответствии с условиями контракта. В дальнейшем организация «А» начала процедуру реорганизации в форме выделения, организация получила уведомление о начале процедуры и сроках предъявления требования. Организация предъявила письменную претензию о погашении задолженности.

В результате переговоров между руководителями организации и организации-должника было принято решение, что организация не предъявляет письменное требование о досрочном исполнении обязательства, а должник в добровольном порядке до окончания процедуры реорганизации погашает задолженность. Решение, принятое в ходе переговоров между руководителями организаций, письменно оформлено не было. Должник частично погасил задолженность (около 70% от всей суммы), но остаток не погашен до настоящего времени. Руководитель должника на контакты не идет, на звонки не отвечает.

Организация пропустила сроки для предъявления требования к должнику о досрочном исполнении, установленные законом. Последняя публикация о процедуре реорганизации была в Вестнике государственной регистрации 16.12.2015.

Организация считает, что первоначально направленную должнику письменную претензию о погашении задолженности можно квалифицировать как требование о досрочном исполнении обязательства в связи с реорганизацией (хотя из текста документа это однозначно не следует).

Какие юридические действия предпринять организации, чтобы вернуть остаток долга?

Кто будет являться ответчиком в арбитражном суде, если организация не знает условий передаточного акта?

В первую очередь, отметим, что реорганизация сама по себе не прекращает обязательства, которые возникли у реорганизованного юридического лица перед кредиторами. В силу п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При реорганизации имеет место универсальное правопреемство в правах кредитора и обязанностях должника (пп. 1 п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 392.2 ГК РФ). При этом кредитор, права требования которого возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Однако неиспользование кредитором такого пра ва в установленный для этого срок не лишает его возможности предъявить соответствующее требование в дальнейшем и не меняет характер обязательства. Иными словами, поскольку в рассматриваемом случае у фирмыкредитора возникло право требовать оплаты поставленного товара, именно это требование (а в соответствующих случаях также вытекающие из него требования об уплате неустойки или процентов за пользование чужими денежными средствами – ст.ст. 330, 395 ГК РФ) может быть предъявлено первоначальному должнику и (или) его правопреемнику.

Для Цитирования:
П.В. Ерин, А кто ответчик?. Юрисконсульт в строительстве. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: