По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.422

80 лет спустя

Макаров С.О. Московский государственный университет путей сообщений императора Николая II, г. Москва

В статье описывается интересный вид транспорта шар-поезд, который был предложен советским конструктором Н.Г. Ярмольчуком. Проект был реализован, прошел опытную эксплуатацию и был успешно забыт. Сейчас, когда рассматривается внедрение новых видов скоростного транспорта, интересно вспомнить этот проект. Возможно, некоторые конструктивные идеи могут быть полезными.

Это удивительная и захватывающая история прошла в 1930-х годах в эпоху индустриализации. До этого времени никто не знал молодого инженера Николая Григорьевича Ярмольчука, который совершил прорыв в науке, изобретя удобный, безопасный сверхскоростной поезд на основе шаровых колес, который впоследствии был назван «шаропоезд». У «шаропоезда» были серьезные преимущества. Например, можно было доехать из Москвы до Ленинграда за три, а то и за два часа! Из Москвы до Иркутска — за 30 часов вместо недели! Но сверхскорость была только одним и далеко не самым важным из достоинств чудо-поезда. Что же это за поезд?

Идея была неожиданной, смелой, даже дерзкой: отказаться от привычных железнодорожных путей и вместо колес использовать шары. Последние должны были катиться по дороге в виде желоба. Вот оно — одноколейное движение, которое дает возможность получить огромные скорости! Колеса обычных поездов удерживаются на рельсах лишь благодаря тонким ободкам своих реборд. При этом неизбежны влияния, удары. И чем выше скорость состава, тем сильнее эти неприятные и даже опасные явления. Другое дело — шаровые катки. Они — свободны, их связь с дорогой эластична. Шаропоезд будет автоматически, естественным путем устанавливаться в желобе, сможет двигаться плавно с любой самой большой скоростью.

Так рассуждал Ярмольчук, и это было верно. Конечно, новый, совершенный вид транспорта должен был работать на электроэнергии и, следовательно, называться шароэлектролотковым, или сокращенно ШЭЛТ.

Первое время Николай Ярмольчук работал над своим изобретением один. Никто не спешил ему на помощь, во многих местах ему отказывали. Несколько лет спустя журнал «Техника — молодежи» объяснял это так: «Молодой, неизвестный Ярмольчук наталкивался на равнодушное и враждебное отношение старых специалистов. Они заявляли, что его идея нелепа и неосуществима».

Изобретатель тогда и предполагать не мог, что вскоре все разительно изменится, что он окажется в центре всеобщего внимания, а его шаропоезд будет объявлен последним словом транспортной техники. Объяснение простое: вмешалась политика. Идея сверх- поезда идеально совпала с провозглашенным тогда лозунгом «Догнать и перегнать».

Для Цитирования:
Макаров С.О., 80 лет спустя. Конструкторское Бюро. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: