Время. Оно есть или его нет? Это выжженная солнцем пустыня или радостный нежный желто-телесный цвет? Это страшное подобие крысы, мимо которого не пройти? Или нам не дает идти простой страх, а на пути лишь одно из животных этого мира? Время разрушает или строит? Время дает возможности уклониться от разрушений и попасть дальше, видеть, сравнивать, думать и искать.
Я счастлива поздравить коллег с праздником! Желаю творить без ощущения времени, но экономить каждый миг!
Каждый художник мечтает, чтобы его произведения, по сути, дети, жили долго-долго, счастливо, приносили людям радость. И как же больно бывает видеть, когда в силу разных причин они ветшают, загрязняются, портятся и иногда просто гибнут… Я люблю искусство, люблю живопись, старину и старые картины. Мне больно видеть, когда они болеют, и я стараюсь им помочь. И, знаете, они начинают улыбаться, когда выздоравливают!
В этой статье мне хочется рассказать об одной необычной и потому особенно запомнившейся реставрации.
Картина 1980 года, картон грунтованный, владельцу знакомые сказали, что масло… На обороте — трогательная надпись… Несчастную, видимо, откопали на каких-то пыльных антресолях, а до этого на ней что-то резали, а может быть и ели… Отреставрировать в полной мере — дорого и долго. Владелец опасается — он заплатит, а у меня ничего не получится, только испорчу то, что и так на ладан дышит. Я его понимаю, но и рисунок безумно жаль, «мягкий» он какой-то, располагающий, да еще эта надпись… Все, беру — договорились, подновлю и освежу.
Так вот, собственно, к чему я — графикато оказалась непростой, а с техническими сюрпризами! Представьте: 1980 год, в художественных салонах ничего нужного нет, а рисовать хочется. Тогда художник начинает «выделывать творческие „па“». Картон достал (ну это не проблема), грунт сам сварганил из белил с ПВА, разжился гуашью (темпера — редкость), как правило «школьнооформительской» или эскизной ненужных тонов (можно смешать и, учитывая последующее пожелтение, получить нужный оттенок). О «художественной» все равно можно забыть. Далее, нарисовал, но… Не понравилось или композицию захотелось изменить… А материалы?! И так получаем картину с «двойным дном»! Которая к тому же очень элегантно кое-где просвечивает, если приглядеться.