Итак, вы в очередной раз слышите или видите новость о каком-то современном художнике, который сотворил непонятно что и это наделало много шума, больше того — это было куплено за баснословные деньги, вы обескуражены, находитесь в полном непонимании и задаетесь вопросом: «Это я такой дурак или с этим миром что-то не так? Почему это — искусство?»
Давайте разберемся вместе. Да, на самом деле ХХ век размыл границы между настоящим искусством, дизайном и просто творчеством. Набившее оскомину всем ищущим настоящее искусство выражение «Я художник, я так вижу» сбрасывает любую ответственность с того, кто берется творить и оставляет любые претензии зрителя безапелляционными. Но так ли мы беспомощны в оценке того, что сегодня делают художники? Вашему вниманию 5 ключей к понимаю современного искусства, которые вы можете применять, сталкиваясь с новыми творениями современных авторов.
Если вы учились не в школе с художественным уклоном, не заканчивали специальные колледж или академию, то, вероятно, с уроком МХК ваше образование в художественной культуре остановилось где-то на ХХ веке, и то вряд ли эти последние параграфы были объемлющими. Так и получается, что у многих из нас в сознании примерами визуального искусства остаются классики приблизительно с XV по XIX век: Ян ван Эйк, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Веласкес, Караваджо, Бугро, Крамской, Репин, Серов и многие другие всем известные имена этого периода. Это искусство характеризуется большой детализацией изображения, заложенными в них историями, событиями, порой даже целыми повествованиями и нравоучениями. Время такое было — живопись служила церкви, богатым людям, которые хотели увековечить свои победы или просто себя.
Ну а дальше-то что было? Искусство просто остановилось потому, что оно не описано в школьных учебниках? Нет, оно продолжало развиваться своим путем, по-новому. И во многом на этот путь развития повлияло изобретение фотографии, которая к XX веку уже становится широко доступной. Художникам уже не так остро нужно было погашать запрос людей на портреты, ведь это могли делать и фотографы. Так постепенно гасла потребность на точность изображения. Отражение в картине только красоты человека, его идеализацию, высокую нравственность — этот бастион визуального искусства пал после двух мировых войн. Художники всё чаще начали задаваться вопросом: «Вот учили-учили людей хорошему, разве это помогло не допустить всех этих ужасных событий?». Картины Джексона Поллака ничему не учат нас — они показывают нарушенный ход мыслей человека, после произошедших масштабных войн, они отражают дух времени, где каждый старался по-своему собрать из разлетевшихся кусочков новый мир. Так и нам нужно смотреть на новые произведения искусства не с точки зрения эллинов или академиков ХIX века, а с точки зрения современного человека, учитывая современные реалии. Положа руку на сердце, выходя сегодня из дома на работу или прогулку вы ведь не одеваете панталоны, правильно?