Социальный форум представляет собой ежегодную встречу, организуемую Советом по правам человека. Он служит уникальным местом проведения открытого и интерактивного диалога между всеми заинтересованными сторонами на ежегодно выбираемую Советом тему. В 2019 г. Социальный форум пройдет 1–2 октября во Дворце Наций (Женева, Швейцария). В своей резолюции 38/17 Совет по правам человека принял решение о том, что в 2019 г. Социальный форум будет сосредоточен на «поощрении и защите прав детей и молодежи посредством образования».
Образование является как основным правом человека, так и важнейшим средством расширения прав и возможностей детей и молодежи для преодоления изоляции и требования уважения своих прав на протяжении всей жизни. Оно служит мощным инструментом для того, чтобы разорвать порочный круг изоляции, и занимает центральное место в общем осуществлении положений Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Повестка дня на период до 2030 г. определяет всеобъемлющую концепцию образования в рамках Цели 4, подчеркивая необходимость обеспечить возможность обучения на протяжении всей жизни для всех и усилить ключевую роль образования в реализации устойчивости и прав человека. Все дети и молодые люди имеют равное право на качественное образование независимо от их пола, уровня доходов семьи, миграционного статуса, инвалидности и иных характеристик.
При этом сегодня миллионы детей и молодых людей не могут получить качественное образование и лишены возможностей, которые оно дает для жизни: по данным ООН, более половины детей и подростков во всём мире не достигают минимального уровня грамотности и навыков счета, и сильное неравенство сохраняется ввиду пола, места проживания и других обстоятельств. Более того, мировые тенденции разрастающихся конфликтов, чрезвычайных ситуаций, изменения климата и миграции усугубляют положение. Разрыв между реальной ситуацией на местах и необходимостью осуществления права на образование для всех предполагает решения, которые позволят охватить группы, наиболее подверженные маргинализации, и обеспечить, чтобы образование соответствовало «требованиям будущего», повышая способность детей и молодежи добиваться соблюдения своих прав и становиться инициаторами изменений в области устойчивого развития.