Орган слуха является вторым по значимости органом чувств после зрения, он помогает сформировать здоровое восприятие окружающего мира. Мало какой здоровый человек хоть раз в жизни бы задумывался, каким богатством он обладает, имея нормальный слух. В Древней Индии даже существовало такое терапевтическое направление — лечение при помощи звуков, чаще всего прибегали к благотворному влиянию пения птиц. Считалось, что эти звуки, особенно соловьиные трели, помогают бороться с депрессией и меланхолией, нормализуют артериальное давление, приводят к качественному и глубокому сну. Вся наша повседневная жизнь наполнена какими-то звуками, и в суете будней мы перестаем замечать источники их возникновения и обращать на них должное внимание. Но существует и другая сторона медали — иногда излишний шум начинает раздражать, а чересчур интенсивные звуки могут привести к заболеваниям органов слуха. И вот когда со слухом возникают определенные проблемы, при появлении первых сложностей с коммуникацией человек начинает понимать, каким же бесценным даром он владел.
А ведь есть люди, для которых глухота является врожденным дефектом. Несмотря на значительные успехи, которых здравоохранение достигло в последние годы во всем мире, примерно один ребенок из 1000 новорожденных рождается с нарушением слуха. Он оказывается лишенным возможности слышать звуки окружающего мира с самого момента рождения; еще два-три теряют слух на первом или втором году жизни. С самого раннего возраста для них становится недоступной возможность услышать пение птиц и журчание ручья, распознать нежный голос матери и веселые возгласы играющих на площадке детей. Отсутствие или потеря слуха в раннем детстве в большинстве случаев приводят к развитию немоты, поскольку у таких детей не в состоянии развиться способность к воспроизведению звуков. Ни для кого не является секретом, что нормальный слух чрезвычайно важен на этапе развития речи, интеллекта, становления психики. Глухота в свою очередь может послужить причиной развития таких осложнений, как умственная отсталость, задержка в психоэмоциональном развитии, привести к формированию монотонной, однообразной, неразборчивой речи, эмоциональной холодности и заторможенности. Как известно, одной из основных, наиболее специальных задач обучения детей с нарушениями слуха является формирование именно словесной речи как средства межличностного общения. При этом используют различные формы речи: устную, письменную, дактильную. Развитию устной речи у глухих и слабослышащих детей как наиболее употребительному средству общения с нормально слышащими придается особое значение [1].