По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.218 DOI:10.33920/med-10-2009-11

29 сентября — Международный день отоларинголога

Рыбачок Оксана Александровна ГБУЗ РК "Керченская городская детская больница", заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, e-mail: Rubachok1-1973@mail.ru

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, глухота является одной из самых распространенных патологий сенсорного восприятия в мире, этим заболеванием страдает около 360 млн человек на всей планете. Причины возникновения глухоты могут быть самые разнообразные — это и генетические заболевания, и воздействие травмирующих факторов и инфекционных агентов, и прием ототоксичных препаратов. Причем врачи-отоларингологи считают, что примерно в половине случаев развитие глухоты и тугоухости можно было бы предотвратить. Несмотря на то что отоларингология была выделена в самостоятельную медицинскую дисциплину еще в середине XVIII в., решение отмечать 29 сентября — День отоларинголога — как профессиональный праздник представителей этой специальности было принято не так давно. Празднование этой даты в конце сентября выбрано неслучайно — именно ближе к середине осени, после первого похолодания, чаще всего и наблюдается наплыв пациентов к врачам этой направленности.

Литература:

1. Аманбеков У. А., Газизова А. О. Влияние экопроизводственных факторов на орган слуха. Гигиена труда и медицинская экология. 2015; 3.

2. Богомильский М. Ф. Современная оториноларингология детского возраста и ее значение для педиатрии. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2012; 1.

3. Дьякович М. П. Качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов с сенсоневральной тугоухостью профессионального генеза. Медицина в Кузбассе. 2017; 11.

4. Кунельская Н. Л. Клинические особенности патологии ЛОР-органов у студентов. Лечебное дело. 2012; 4.

1. Amanbekov U.A., Gazizova, A.O. Vliyaniye ekoproizvodstvennykh faktorov na organ slukha. [Influence of Environmental Factors on the Auditory Organ]. Occupational Нealth and Medical Ecology, 2015, No. 3.

2. Bogomilskiy M.F. Sovremennaya otorinolaringologiya detskogo vozrasta i eyo znacheniye dlya pediatrii. [Modern Pediatric Otorhinolaryngology and its Significance for Pediatrics]. Pediatrics. G.N. Speransky Magazine, 2012, No. 1.

3. Dyakovich M.P. Meditsina v Kuzbasse Kachestvo zhizni, svyazannoye so zdorovyem, u patsiyentov s sensonevralnoi tugoukhostyu professionalnogo geneza. [Life Quality Associated with Health in Patients with Sensorineural Occupation Related Hearing Loss]. Medicine in Kuzbass, 2017, No. 11.

4. Kunelskaya N.L. Klinicheskiye osobennosti patologii LOR-organov u studentov. [Clinical Features of ENT-organ Disorders in Students]. Medical Care, 2012, No. 4.

Орган слуха является вторым по значимости органом чувств после зрения, он помогает сформировать здоровое восприятие окружающего мира. Мало какой здоровый человек хоть раз в жизни бы задумывался, каким богатством он обладает, имея нормальный слух. В Древней Индии даже существовало такое терапевтическое направление — лечение при помощи звуков, чаще всего прибегали к благотворному влиянию пения птиц. Считалось, что эти звуки, особенно соловьиные трели, помогают бороться с депрессией и меланхолией, нормализуют артериальное давление, приводят к качественному и глубокому сну. Вся наша повседневная жизнь наполнена какими-то звуками, и в суете будней мы перестаем замечать источники их возникновения и обращать на них должное внимание. Но существует и другая сторона медали — иногда излишний шум начинает раздражать, а чересчур интенсивные звуки могут привести к заболеваниям органов слуха. И вот когда со слухом возникают определенные проблемы, при появлении первых сложностей с коммуникацией человек начинает понимать, каким же бесценным даром он владел.

А ведь есть люди, для которых глухота является врожденным дефектом. Несмотря на значительные успехи, которых здравоохранение достигло в последние годы во всем мире, примерно один ребенок из 1000 новорожденных рождается с нарушением слуха. Он оказывается лишенным возможности слышать звуки окружающего мира с самого момента рождения; еще два-три теряют слух на первом или втором году жизни. С самого раннего возраста для них становится недоступной возможность услышать пение птиц и журчание ручья, распознать нежный голос матери и веселые возгласы играющих на площадке детей. Отсутствие или потеря слуха в раннем детстве в большинстве случаев приводят к развитию немоты, поскольку у таких детей не в состоянии развиться способность к воспроизведению звуков. Ни для кого не является секретом, что нормальный слух чрезвычайно важен на этапе развития речи, интеллекта, становления психики. Глухота в свою очередь может послужить причиной развития таких осложнений, как умственная отсталость, задержка в психоэмоциональном развитии, привести к формированию монотонной, однообразной, неразборчивой речи, эмоциональной холодности и заторможенности. Как известно, одной из основных, наиболее специальных задач обучения детей с нарушениями слуха является формирование именно словесной речи как средства межличностного общения. При этом используют различные формы речи: устную, письменную, дактильную. Развитию устной речи у глухих и слабослышащих детей как наиболее употребительному средству общения с нормально слышащими придается особое значение [1].

Для Цитирования:
Рыбачок Оксана Александровна, 29 сентября — Международный день отоларинголога. Справочник врача общей практики. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: