AR (англ. augmented reality – дополненная реальность) – результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации.
AR-технологии (технологии дополненной реальности) сегодня в большей степени ассоциируются с индустрией развлечений – Pokemon Go, костюм Железного человека, маски в социальных сетях. Но потенциал AR-технологий гораздо шире и может иметь решающее значение при производстве, эксплуатации и ремонте оборудования.
По данным исследования технической группы Mojo, 25% американцев в возрасте от 18 до 65 лет, занятых в производстве, используют технологии дополненной реальности в работе [1]. По России аналогичных данных нет, но промышленные AR-решения уже тестируют и используют такие компании, как Газпром Нефть, СИБУР, Северсталь и др.
В России в настоящее время продукты с дополненной реальностью улучшают процесс производства, эксплуатации и ремонта оборудования в основном в нефтехимической и нефтегазовой отраслях, металлургии и энергетике, но потенциально они могут использоваться абсолютно во всех отраслях. На рынке промышленных AR-решений представлены решения по цифровым инструкциям, наложению данных дополненной реальности на реальные детали оборудования, границам опасных зон внутри предприятия, сравнению физических и виртуальных версий оборудования, визуализации исторических данных техобслуживания, визуализации специфических компонентов оборудования за его пределами.
Специалисты исследовательской компании CapGemini в отчете «Дополненная и виртуальная реальность в работе: руководство по инвестициям» распределили варианты использования продуктов с дополненной реальностью на основе двух показателей: сложности реализации и прогнозируемых выгод от внедрения. Всего получилось 4 поля:
– Must do – продукты, которые обеспечат двойное преимущество: низкую сложность реализации и большие выгоды от внедрения.
– Need to do – продукты, сложные в реализации, но в то же время с высоким потенциалом будущих выгод от внедрения.