Торговый зал условно можно разделить на три зоны: зону знакомства, зону осмысленных покупок и зону спонтанных покупок. Кроме этого, пространство зала делится на холодное, теплое и горячее: в горячей зоне внимание клиента привлекается немедленно и наиболее активно, теплая зона — то, что будет замечено после некоторого изучения пространства, а на товары, расположенные в холодной части зала, клиент может не обратить внимания вовсе.
Правильное сочетание этих факторов позволяет максимально повысить эффективность вашего магазина. Зона знакомства должна привлечь потенциального покупателя, пригласить его войти и пройти дальше. Здесь будет уместно размещение самых эффектных моделей, а также информации о спецпредложениях. В зоне выбора предоставьте клиенту возможность ознакомиться со всем ассортиментом — покупатель должен увидеть все и сделать выбор, а также подумать, что еще могло бы его заинтересовать.
Мерчандайзинг любого магазина начинается с зонирования и определения холодных и горячих зон. Горячие зоны — это зоны, которые покупатель замечает сразу на входе. В них представляются новые коллекции, хиты продаж и сезонные коллекции. Нейтральные зоны лучше всего использовать для представления базового, основного ассортимента магазина. Ну и, наконец, холодные зоны необходимо «отогревать» горячими распродажами и товарами специализированного спроса. Также в холодных зонах рекомендовано размещение кассы.
На картинке показан пример зонирования магазина площадью 50 кв. м. В этом случае касса заняла самое горячее место в магазине, «охладив» при этом окружающую ее зону и изменив покупательский поток.
Один из самых «любимых» скользких камней владельцев малых магазинов — желание вместить на каждом квадратном метре как можно больше товара, а также представить как можно более широкий ассортиментный ряд. Это обычно влечет за собой узкие проходы, перегруз кронштейнов, невозможность найти в магазине то, что нужно.
Рассчитывайте максимальное количество товара по формуле: S × 28 = X, где S — площадь торгового зала, Х — количество единиц, которое может быть представлено в торговом зале. Цифры, которые вы в результате получите, усреднены: нет одинаковых магазинов, кто-то больше сфокусирован на колготках, у кого-то больше мобильных аксессуаров, а кто-то и вовсе работает только с постельным бельем.