По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-10-2503-08

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблемах аутизма

Фролова Елена Владимировна врач-трансфузиолог, заведующая отделением переливания крови Кременской ЦРБ, г. Белгород, lspk1973@mail.ru

О проблеме аутизма открыто заговорили относительно недавно — немногим больше 10 лет назад. В конце 2007 года по инициативе государства Катар на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция о распространении информации об этой проблеме. В резолюции Генеральной Ассамблеи уделяется внимание, прежде всего, проблеме аутизма у детей, выражается обеспокоенность высокой долей детей с аутизмом, указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования. Начиная с 2008 года, этот день отмечается ежегодно 2 апреля, и в этом году празднование будет проводиться 12-й раз. Символом даты стал синий цвет — по всему миру семьи в знак солидарности с познавшими жизнь рядом с аутистом зажигают синие фонари, синим цветом подсвечивают здания, мосты, памятники. Синий цвет призван осветить проблемы детей, страдающих этим недугом, и в первую очередь их родителей, поскольку именно они обречены зачастую в одиночестве бороться с проявлениями данного заболевания.

Литература:

1. Каращук Л.Н., Разживина М.И. Проблема аутизма в современном мире // Электронный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». — 2014.

2. Морозов С.А. Аутизм: достижения науки и перспективы практики. // Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2 (6).

3. Аутизм. Новая Российская Энциклопедия в 12 томах, том 2: А — Баяр./ Под ред. Накипелова А.Д. — М.: Энциклопедия: ИНФРА-М, 2016. — 960 с.

1. Karashchuk L.N., Razzhivina M.I. Problema autizma v sovremennom mire [The problem of autism in the modern world] //Electronic journal «Lichnost v meniaiushchemsia mire: zdorovie, adaptatsiia, razvitie» [Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development]. — 2014. (In Russ.)

2. Morozov S.A. Autizm: dostizheniia nauki i perspektivy praktiki [Autism: achievements of science and prospects of practice]. // Sibirskii vestnik spetsialnogo obrazovaniia [Siberian Bulletin of Special Education]. — 2012. — No. 2 (6). (In Russ.)

3. Autism. New Russian Encyclopedia in 12 volumes, volume 2: A —Bayar. /Ed. Nakipelov A.D. — M.: Encyclopedia: INFRA-M, 2016. — 960 p. (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2024 г.

Дата принятия рукописи в печать: 04.01.2025 г.

Date of receipt of the manuscript by the editorial office: 05.12.2024

Date of acceptance of the manuscript for publication: 01/04/2025

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает — ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Диагноз аутизма выставляется обычно к третьему году жизни. В основе его развития могут лежать как эндогенные (наследственность, генетическая предрасположенность, внутриутробное поражение плода), так и экзогенные факторы (например, токсические или инфекционные заболевания головного мозга). Данное поражение центральной нервной системы проявляется в поведенческих отклонениях, нарушении коммуникаций с окружающими, скудостью эмоций. Страдающий аутизмом ребёнок легко расстаётся с матерью, не просит взять его на руки, не проявляет радости при виде новых игрушек. Дети-аутисты избегают общения с взрослыми людьми, отсутствует фиксация взгляда на лице собеседника. Со своими сверстниками дети тоже ведут себя необычно — либо избегают всяких контактов, либо, наоборот, проявляют «сверхобщительность» с механической тягой к физическому контакту. Они могут ощупывать другого ребёнка, трогать его руками, проявлять интерес как к игрушке. В то же время, сами игрушки могут быть аутистам совершенно не интересны, и не стоит удивляться, если ребёнок сразу же приступает к откручиванию колесика от подаренной машинки вместо того, чтобы попробовать катать её по полу [1].

Аутист не стремится к обществу других детей, часто уходит в другую комнату, где может длительное время находиться в одиночестве. Страдающие аутизмом дети часто боятся чужих людей, замыкаются в себе, у них на лице появляется чувство тревожности, страха, иногда немотивированной агрессии. Такие дети часто боятся изображений животных, меха, им трудно провести грань между одушевлённым и неодушевлённым предметом. При этом подобных детей вовсе немало — согласно статистике, аутизмом страдает каждый 68-й ребёнок. Причём статистика эта неутешительная — на момент принятия резолюции страдающим от аутизма считался каждый 88-й малыш, и на настоящий момент ежегодный прирост армии аутистов составляет около 13 %.

Для Цитирования:
Фролова Елена Владимировна, 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. Справочник врача общей практики. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: