Дата поступления рукописи в редакцию: 05.12.2024 г.
Дата принятия рукописи в печать: 04.01.2025 г.
Date of receipt of the manuscript by the editorial office: 05.12.2024
Date of acceptance of the manuscript for publication: 01/04/2025
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает — ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Диагноз аутизма выставляется обычно к третьему году жизни. В основе его развития могут лежать как эндогенные (наследственность, генетическая предрасположенность, внутриутробное поражение плода), так и экзогенные факторы (например, токсические или инфекционные заболевания головного мозга). Данное поражение центральной нервной системы проявляется в поведенческих отклонениях, нарушении коммуникаций с окружающими, скудостью эмоций. Страдающий аутизмом ребёнок легко расстаётся с матерью, не просит взять его на руки, не проявляет радости при виде новых игрушек. Дети-аутисты избегают общения с взрослыми людьми, отсутствует фиксация взгляда на лице собеседника. Со своими сверстниками дети тоже ведут себя необычно — либо избегают всяких контактов, либо, наоборот, проявляют «сверхобщительность» с механической тягой к физическому контакту. Они могут ощупывать другого ребёнка, трогать его руками, проявлять интерес как к игрушке. В то же время, сами игрушки могут быть аутистам совершенно не интересны, и не стоит удивляться, если ребёнок сразу же приступает к откручиванию колесика от подаренной машинки вместо того, чтобы попробовать катать её по полу [1].
Аутист не стремится к обществу других детей, часто уходит в другую комнату, где может длительное время находиться в одиночестве. Страдающие аутизмом дети часто боятся чужих людей, замыкаются в себе, у них на лице появляется чувство тревожности, страха, иногда немотивированной агрессии. Такие дети часто боятся изображений животных, меха, им трудно провести грань между одушевлённым и неодушевлённым предметом. При этом подобных детей вовсе немало — согласно статистике, аутизмом страдает каждый 68-й ребёнок. Причём статистика эта неутешительная — на момент принятия резолюции страдающим от аутизма считался каждый 88-й малыш, и на настоящий момент ежегодный прирост армии аутистов составляет около 13 %.