По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

1917-й: исторический оптимизм со слезами

Революционные события 1917-го… Их трактовка в отечественной историографии всегда была достаточно однобокой: в СССР их называли великими, начиная с 1990-х — катастрофическими. Авторы выставки, которая откроется в Государственном историческом музее к юбилею главного события ХХ века, пожалуй, впервые задумали сделать акценты не на политических событиях и их экономических последствиях, а на социальной истории, судьбах людей послереволюционного 15-летия. Об этом мы беседуем с руководителем выставочного проекта Т.Г. Колосковой.

— Татьяна Григорьевна, я знаю, что обсуждение концепции новой выставки проходило в научном коллективе музея очень бурно. Почему?

— Да, действительно, обсуждение было очень серьезным, один молодой сотрудник даже упрекнул меня в том, что концепция выставки — это ностальгия бывшей «обслуги партноменклатуры» по утраченным привилегиям1 . Концепция выставки выдержала три обсуждения, в том числе на Ученом совете музея с участием представителей Института российской истории РАН.

— Были ли скорректированы после такого серьезного обсуждения ваши первоначальные идеи?

— Мы отстояли не совсем обычный тематический ракурс. Учитывая, что основной блок подлинников, связанных с октябрем 1917 года, отложился в фондах музеев Петербурга, мы решили в ГИМе на сей раз отказаться от подробного показа политических событий 1917 года. Наша выставка будет о рожденном революцией необычном социальном эксперименте догоняющей модернизации, который пробудил к жизни массовое социальное творчество. Первые послереволюционные годы способствовали настоящему прорыву во всех сферах общественной жизни, дали толчок развитию инновационных концепций в экономике, образовании, культуре, а главное — способствовали пробуждению надежд.

Миллионы рядовых граждан с энтузиазмом участвовали в строительстве нового общества: в ликвидации беспризорности, борьбе с неграмотностью, строительстве дирижаблей, создании новых художественных объединений и театров, в размахе художественной самодеятельности, взлете физкультуры и спорта, развитии профессионального искусства. Хотелось бы показать именно атмосферу времени (хотя делать «импрессионистскую» выставку в историческом музее, конечно, сложнее, чем построенную по хронологии), чтобы посетитель ушел из музея с более глубоким пониманием неоднозначности тех сложных событий. Это трудно, но мы будем стараться.

— Какие значимые материалы вы планируете показать?

— Нас самих очень увлекла работа над выставкой, и мы открыли для самих себя очень много нового в наших фондах, в Государственном архиве Российской Федерации, в Российском государственном архиве социально-политической истории. На выставке будут представлены малоизвестные публике произведения из Государственной Третьяковской галереи. Например, портрет В. Маяковского работы П.П. Соколова-Скаля — отклик художника на трагическую смерть любимого поэта.

Для Цитирования:
1917-й: исторический оптимизм со слезами. Музей. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: