— Татьяна Григорьевна, я знаю, что обсуждение концепции новой выставки проходило в научном коллективе музея очень бурно. Почему?
— Да, действительно, обсуждение было очень серьезным, один молодой сотрудник даже упрекнул меня в том, что концепция выставки — это ностальгия бывшей «обслуги партноменклатуры» по утраченным привилегиям1 . Концепция выставки выдержала три обсуждения, в том числе на Ученом совете музея с участием представителей Института российской истории РАН.
— Были ли скорректированы после такого серьезного обсуждения ваши первоначальные идеи?
— Мы отстояли не совсем обычный тематический ракурс. Учитывая, что основной блок подлинников, связанных с октябрем 1917 года, отложился в фондах музеев Петербурга, мы решили в ГИМе на сей раз отказаться от подробного показа политических событий 1917 года. Наша выставка будет о рожденном революцией необычном социальном эксперименте догоняющей модернизации, который пробудил к жизни массовое социальное творчество. Первые послереволюционные годы способствовали настоящему прорыву во всех сферах общественной жизни, дали толчок развитию инновационных концепций в экономике, образовании, культуре, а главное — способствовали пробуждению надежд.
Миллионы рядовых граждан с энтузиазмом участвовали в строительстве нового общества: в ликвидации беспризорности, борьбе с неграмотностью, строительстве дирижаблей, создании новых художественных объединений и театров, в размахе художественной самодеятельности, взлете физкультуры и спорта, развитии профессионального искусства. Хотелось бы показать именно атмосферу времени (хотя делать «импрессионистскую» выставку в историческом музее, конечно, сложнее, чем построенную по хронологии), чтобы посетитель ушел из музея с более глубоким пониманием неоднозначности тех сложных событий. Это трудно, но мы будем стараться.
— Какие значимые материалы вы планируете показать?
— Нас самих очень увлекла работа над выставкой, и мы открыли для самих себя очень много нового в наших фондах, в Государственном архиве Российской Федерации, в Российском государственном архиве социально-политической истории. На выставке будут представлены малоизвестные публике произведения из Государственной Третьяковской галереи. Например, портрет В. Маяковского работы П.П. Соколова-Скаля — отклик художника на трагическую смерть любимого поэта.