В 2021 г. Рособрнадзор впервые провёл оценку субъектов Российской Федерации по качеству образования. Все регионы были оценены по 12 показателям, характеризующим результаты обучения, развитие образовательной среды и эффективность управленческих механизмов в системе образования. Основная цель такой оценки — обеспечить открытость для граждан информации о системе школьного образования в субъектах Российской Федерации и способствовать её совершенствованию.
Анзор Музаев:
— Создание карт качества образования в России — это работа, которую мы начали ещё в 2021 г. Но в этом году мы внесли в неё серьёзные изменения. Сделали большой шаг вперёд, как обещали в прошлые годы, не остановились на региональном уровне, а вышли на муниципальный уровень, чтобы оценить по тем критериям, которые у нас есть, и муниципалитеты. Работа оказалась очень непростой. У нас 85 субъектов, которые дробятся на огромное количество муниципалитетов. Эта работа потребовала серьёзных усилий со стороны наших подведомственных учреждений, но мы с ней справились.
В этом году мы решили отказаться от единого рейтинга, как в прошлом году, т.е. не определяли лидера по всем показателям. Каждое направление у нас выделено отдельно. Внутри каждого направления есть отдельно взятые лидеры. Например, по разным направлениям лидируют Москва, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Калининградская, Тамбовская, Пензенская, Московская, Ленинградская, Кировская, Свердловская, Вологодская, Костромская области, город Севастополь и другие. Благодаря такому ранжированию субъекты, у которых есть какие-то проблемы по тому или иному направлению, могут позаимствовать опыт у соседних регионов-лидеров.
Мы использовали 12 отдельных показателей качества образования. Конечно, можно задаться вопросом, почему их не больше, можно их критически оценивать, но Рособрнадзор и Федеральный институт оценки качества образования подходили к выбору этих показателей осознанно. Мы отбирали на данный момент времени только те критерии, данные по которым возможно собирать автоматизированно, не создавая дополнительных нагрузок на образовательные учреждения, муниципалитеты и регионы, и те данные, которые мы считаем верифицированными и объективными. Но корректировки по отдельным показателям мы будем вносить ежегодно. Для этого мы поддерживаем обратную связь с регионами, экспертами на местах, обсуждаем результаты и, соответственно, будем вносить корректировки в дальнейшую оценку качества образования.