Вначале 1920-х гг. в нашей стране были созданы первые комплексные проектно-изыскательские организации. В это время инженерные, архитектурные и экономические решения носили индивидуальный характер; отсутствовала унификация технологических, объемно-планировочных и конструктивных проработок, не было сметных нормативов и методики определения сметных цен на строительные материалы и ресурсы. Встал вопрос о создании государственных и научных организаций. Первым был организован Научно-исследовательский и проектный институт путей сообщения. Затем появились: по стальным конструкциям — техническое бюро, созданное на базе фирмы «Бари»; по вяжущим материалам — «Госинсиликат» (1922); по сооружениям для переработки зерна — «Хлебопродукт» (1923); по угольным шахтам — проектная контора «Донуголь» (1925); по промышленному транспорту — Бюро по проектированию промышленного транспорта (1926). Для расчетов металлоконструкций в 1925 г. был составлен первый советский сортамент проката. С 1925 по 1930 г. Издано 36 выпусков технических норм.
В 1925 г. на XVI съезде ВКП(б) был принят курс на индустриализацию страны. С этого времени и вплоть до 1990 г. проектно-сметное дело в СССР определялось директивами. Было запрещено поручать проектные работы частным лицам (это ликвидировало мелкие организации, быстро выполнявшие разные работы). Были определены стадии архитектурностроительного проектирования и заложены основы государственного планирования проектных работ, введена ведомственная подчиненность.
Считалось, что в условиях планового хозяйства открываются большие возможности для рационализации проектного дела: в соответствии с линией на строительство однотипных жилых домов, объектов социально-культурной сферы, промышленных предприятий, стандартных сооружений и зданий должны были получить широчайшее распространение типовые проекты, конструкции, изделия и узлы зданий. И именно централизация и специализация проектного дела должны были обеспечить высокое техническое качество и быстрые темпы архитектурностроительного проектирования.