Вырезаем объемную куклу из дерева

11.08.2017

Я, Арина Павлюкова, работала до недавнего времени педагогом дополнительного образования во Дворце пионеров на Воробьевых горах в кружках «Кукольная мастерская» и «Ателье для кукол», а также  художником-оформителем (дизайнером), а с 1981 года выполняла различные заказы, в том числе для театров. Сейчас я вольный художник, работаю на себя или даю частные уроки, помогая молодому поколению найти себя и осуществить свою мечту.
Сколько себя помню, я всегда рукодельничала, будь то рисование красками, вязание крючком и спицами, шитье и изготовление игрушек. Мой папа был хорошим скульптором и великолепным рисовальщиком, и он с малых лет заложил в глубину моей души желание творить. Я бы, наверное, могла рисовать, как учил меня мой отец и мой любимый худграф МГПИ, если бы однажды, восемь с лишним лет назад, я не увидела на выставке авторских кукол, которые перевернули во мне все. Я увлеклась куклами и начала учиться у мэтров кукольного искусства, а потом и сама начала делать кукол из самых разных материалов: папье-маше, дерева, паперклея. Иногда я вяжу или шью игрушки для своих друзей или знакомых в подарок.
Но сегодня я хочу познакомить читателя с процессом создания деревянной куклы. Остановлюсь на ключевых моментах работы с деревом, деревянной объемной игровой куклой, у которой могут быть подвижные части тела.
Прежде всего нужно нарисовать эскизы будущей куклы анфас и в профиль, которые детально прорисовываются. После завершения эскизов все детали лепятся из пластилина с точностью как на бумаге.
Когда макет вылеплен правильно, с соблюдением всех пропорций, бумажный эскиз переносится тонким мягким карандашом на переднюю и боковую части деревянных заготовок-брусков через копировальную бумагу. От точности рисунка зависит дальнейшая работа с деревом. Если есть какая-то неуверенность, можно попробовать резать на твердом мыле мелкие детали — нос, губы, глаза.
Теперь кладем перед собой ножи и стамески, дощечку, на которой режем, брусок для заточки и пасту Гойи. Берем бруски дерева, заранее подготовленные по размеру с разметкой будущего «шедевра», — и в путь!
Далее идет грубая обработка, или «обрубовка», по прямым линиям, то есть мы «отсекаем все лишнее», как говорил великий Леонардо. Работаем от плеча с нажимом грубым ножом. Закончив с этим, можно приступать к более тонкой проработке деталей. Здесь приемов работы с ножами несколько, главное, аккуратно и медленно обрезать все лишнее, все время сверяясь с эскизом и уточняя на материале направление лезвия ножа. Если нож затупился, обязательно нужно его править на бруске для заточки, иначе можно испортить работу неудачным движением.
Теперь можно приступить к полировке, или «вышкуриванию». Берем наждачную бумагу от грубой до очень мелкой и доводим наши детальки почти до блеска, если необходимо, или просто до «удобоваримости».
В зависимости от придуманного образа кукла может быть целиком вырезана из дерева, как статуэтка или марионетка, где все детали подвижны одна относительно другой, либо в соединении с тканевыми частями или деталями из папье-маше. Но в любом случае автор решает это изначально на первом этапе изготовления своего изделия! 
Когда кукла собрана, ее необходимо расписать акриловыми красками, предварительно покрыв дерево водяным раствором с ПВА. После росписи покрытие лаком или воском необходимо, иначе со временем может стереться или испортиться. Иногда для декорирования используется пастель или пастельные карандаши.
Одежду на куклу можно шить по выкройкам, а можно приклеивать прямо на деревянную основу клеем «Момент-Столяр» или «Момент-Кристалл». Ее можно делать и из бумаги или ниток. Волосы изготавливаются из пряжи, ниток, веревки, фетра, даже вырезаются из дерева. Обувь можно нарисовать или сделать из кожи. Все аксессуары и мелочи добавляются в зависимости от задуманного эскиза.
Вот вкратце весь процесс. Надеюсь, мой ликбез кому-то будет полезен. Желаю удачи в таком непростом и очень увлекательном занятии, как вырезание из дерева объемной куклы!

Возврат к списку