Всех под одну гребенку

26.01.2016

Проект правил обращения с ТКО продолжает вызывать опасения экспертов

В декабре 2015 года на Официальном портале проектов нормативных правовых актов была закончена независимая антикоррупционная экспертиза проекта Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО» (Проект), разработанного Минстроем России. Отметим, что профессиональное сообщество, в частности эксперты ТПП РФ, усомнились в истинности этой экспертизы.

Как следует из пояснительной записки, Проект разработан в соответствии с пп. 17 и 21 Перечня нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации положений Федерального закона от 29 декабря 2014 года №458 «О внесении изменений в ФЗ “Об отходах производства и потребления”, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ».

Целью Проекта является стимулирование предотвращения образования ТКО, максимизация объема утилизации отходов, снижение опасности отходов для окружающей среды и здоровья людей и уменьшение массы размещаемых отходов. Проектом устанавливаются требования в отношении сбора и транспортирования, обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, порядок заключения договоров в сфере обращения с ТКО и определяются существенные условия таких договоров. Отметим, что ряд экспертов крайне резко высказался о том, что данный документ в предложенной разработчиками редакции нельзя принимать. Многие эксперты впрямую сказали, что его принятие приведет к монополизации рынка обращения с ТКО. Представляем вниманию читателей экспертные комментарии Олега Боронина, главы Сибирского сельсовета Первомайского района Алтайского края, и Артема Ермолина, генерального директора утилизирующей компании «УКО».

Для сельской местности неприменим!

Олег Боронин, глава Сибирского сельсовета Первомайского района Алтайского края:
У меня двоякое отношение к новому законодательству об обращении с ТКО. С одной стороны, проблема отсутствия организации сбора, вывоза и утилизации ТКО во многих сельских муниципалитетах стоит остро. Да и в целом проблема отсутствия системной работы в части оборота отходами в регионах давно уже перезрела. И закон создает перспективу ее решения. Также считаю правильным переход к повсеместному принципу начислений за сбор и вывоз ТКО исходя из численности проживающих в жилом помещении. В то же время применительно к возглавляемому мною сельскому муниципалитету закон считаю неправильным. Опять, как говорится, остригли под одну гребенку!

После завершения переходного периода вся работа с ТКО будет сосредоточена в руках регионального оператора. Во-первых, я против монополизации. Во-вторых, мы у себя в муниципальном образовании (Сибирский сельсовет Первомайского района Алтайского края) только-только наладили и стабилизировали сбор и вывоз ТКО практически на всей территории, кроме совсем уж маленьких – Костяков и Железнодорожной Казармы 193 километр. Да и там планируем весной решить эту проблему. Знали бы, каких трудов это стоит в малых селах! Целая «война» со значительной частью населения, которая привыкла вывозить отходы своей жизнедеятельности «на природу»! И вот все наши труды пойдут прахом. А если эти «региональные операторы» будут работать так же, как работает региональный оператор капитального ремонта, который у нас в поселке Сибирском организовал капитальный ремонт системы теплоснабжения и водоснабжения в одном из многоквартирных домов уже в ходе отопительного сезона? В общем, думаю, закон в нынешнем виде скорее неприменим к сельской местности и требует серьезной переработки.

Недодумки аукнутся

Артем Ермолин,
генеральный директору утилизирующей компании «УКО»:
К сожалению, в Проекте много непродуманных моментов. В первую очередь, по части конкуренции. Монополизация рынка, хотя бы и не на долгий срок, ведет к отсутствию должной мотивации регионального оператора к исполнению своего функционала. Даже то, что в Проекте определен порядок лишения организации статуса регионального оператора, не меняет ситуацию в корне. Как обычно, дана свобода трактовки «неоднократных грубых нарушений». Это вторая проблема. И эта свобода трактовки, безусловно, будет использоваться для сведения счетов с неугодным региональным оператором. Причем, это не единственный коррупционный риск, заложенный в Проекте. Коррупция будет возникать, как на связке «региональный оператор-оператор (подрядная организация)», так и на связке «региональный оператор-администрация региона».

Если регоператор не справляется со своими обязанностями, то наступает процедура его замены, вроде бы все логично. Но займет она не одну неделю. А пока будут менять регоператора, жилой сектор начнет зарастать мусором. В итоге антисанитария и грязь гарантированы.

В этом Проекте не добрались до отходов нежилого сектора, но они ведь тоже есть. ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ним также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. О промышленных отходах и речи не идет. А это значит, что по аналогии с этим Проектом будут введены нормы и правила по обращению с отходами промышленного сектора. Вопрос времени. Сейчас отходы нежилого сектора утилизируются в основном силами частного бизнеса. При применении, например, к промышленным отходам тех же алгоритмов, что и для ТКО, получим неразбериху и на этом рынке.

Приведу пример. В ведение регоператора по обращению с отходами попадают все отходы – ТКО и промышленные. Возьмем очень узкий вид отходов – отходы бытовой и промышленной техники, содержащей озоноразрушающие вещества (холодильники, кондиционеры, морозильники). Предприятие, утилизирующее подобную технику, – единственное в стране, и создано нашей компанией. Завод по переработке холодильной и климатической техники расположен в Дмитровском районе Московской области вблизи железнодорожной станции Белый Раст и будет запущен весной 2016 года. Вопрос, почему переработчику должен диктовать цены региональный оператор? Будут ли эти цены адекватными? Или же регоператор будет выбирать подрядчиков, которые согласятся работать за предложенные им цены, но в нарушение процедуры утилизации опасных для окружающей среды отходов? Крайне много вопросов.

Самое главное, о чем почему-то забыли, это влияние деятельности в соответствии с Проектом на окружающую среду. Уверен, что количество несанкционированных свалок в связи с вышеизложенным возрастет значительно.

Общий вывод: проект нуждается в доработке, требует тщательного рассмотрения или пересмотра со сторон Минстроя, Минприроды, ФАС России и прочих заинтересованных министерств и ведомств.

А.М. Александров,
обозреватель

Возврат к списку