«САМОСТРОЙ» по-московски

11.02.2016

В ночь с 8 на 9 февраля 2016 года Москва была взбудоражена масштабной акцией городских властей по сносу объявленных ими самостроем 104 торговых объектов.

Формальным основанием для сноса явилось Постановление Правительства Москвы № 829-ПП от 08.12.2015 «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», утвердившее Положение о сносе самовольных построек.

Постановление московского Правительства, как сказано в его тексте, базируется на изменениях, внесенных в статью 222 Гражданского кодекса РФ Федеральным законом № 358-ФЗ от 13.07.2015, в соответствии с которыми (п. 4 статьи в редакции закона № 358-ФЗ) самовольная постройка может быть снесена, в частности, «в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения".

Правительство Москвы в указанном Постановлении утвердило Положение о сносе, в котором определило порядок сноса таких построек, а также список в 104 объекта, подлежащих сносу как самовольные постройки.

То, что произошло в ночь на 9 февраля в Москве, по утверждению московских властей, является основанным на законе (см. выше) сносом незаконных построек.

Однако, как выясняется сейчас, на практике к действиям по сносу сразу возникло слишком много вопросов.
Во-первых, очевидно, что нормы Постановления № 829-ПП и действия властей во его исполнение не соответствуют духу статьи 35 Конституции РФ, гарантирующей охрану частной собственности, включая недопустимость ее незаконного изъятия.

Во-вторых, как выяснилось, часть собственников сносимых объектов имеют на руках оформленные надлежащим образом документы в отношении сносимых строений. Так, в рамках прошедших еще 4 февраля 2016 г., под эгидой объединения предпринимателей «Деловая Россия», общественных слушаний по поводу сноса 104 строений в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 829-ПП, были приведены, в частности, следующие данные: «у 50 выборочно проверенных объектов, включённых в список на снос, зарегистрированы права собственности. Из них по 27 объектам недвижимости в судебном порядке доказаны отсутствие самостроя и законность прав собственников». Иными словами, оснований признавать надлежаще оформленные объекты самовольно построенными не было.

К этому можно добавить то, что пункт 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, на котором, в конечном итоге, основываются действия московских властей, можно понимать по разному, но прямого разрешения на внесудебный порядок сноса он точно не содержит.

В-третьих, возникает масса вопросов по поводу того, каким образом законным собственникам будет возмещен вред, причиненный сносом строений, а остальным владельцам сносимых строений выплачена компенсация за снос. Так, в рассматриваемом Постановлении № 829-ПП компенсация за снос самовольных построек предусмотрена только «при условии одновременного представления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную самовольную постройку и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (читай — добровольного отказа от права собственности и добровольного сноса объекта), а ее размер определяется на основе методики, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития г. Москвы. Насколько нам известно, такая методика до сих пор не утверждена.

Исходя из логики закона, собственникам должна быть выплачена компенсация эквивалентная рыночной стоимости объекта.

Мы не говорим уже о других последствиях, которые будут иметь такие действия. Например, потеря рабочих мест теми, кто работал в сносимых строениях, или пострадавшая вследствие таких неоднозначных действий репутация московских властей. Компенсационные выплаты в связи с произведенными сносами потребуют бюджетных затрат и т.д.
Сегодня, когда основная часть строений, внесенных в перечень подлежащих сносу указанным Постановлением Правительства Москвы, уже снесена, сама проблема с внесудебным сносом властями частных объектов продолжает набирать обороты.

Так, например, выяснилось, что Арбитражный суд г. Москвы, проигнорировал все ходатайства собственников строений, предполагаемых к сносу, о принятии обеспечительных мер по предотвращению сноса в виде запрета осуществления действий, направленных на снос объектов. А Московский городской суд отказал заявителям, пытавшимся оспорить Постановление Правительства Москвы № 829-ПП от 08.12.2015, приведя в обоснование своей позиции далеко не бесспорные формулировки.

Наконец, до тех пор, пока действиям московских властей не дана окончательная правовая и общественная оценка, никто не застрахован от того, что не продолжится признание строений самовольными и их снос во внесудебном порядке, а московский «опыт» по сносу не получит распространение в других регионах.

На данный момент известно, что владельцы снесенных строений готовят судебные иски к Правительству Москвы. В сложившейся ситуации логично предположить, что окончательно поставленные вопросы будут решены лишь на уровне высших судебных инстанций — Верховного и Конституционного судов. Посмотрим, что будет дальше...

Зелепухин Александр – юрист Коллегии адвокатов «Малов и партнеры»

Возврат к списку