Во многих странах мира достаточно большие запасы лесных ресурсов находятся на горных склонах. Такие природно-производственные условия характерны для Дальнего Востока Российской Федерации, многих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Социалистической Республики Вьетнам, США, ряда европейских стран (Чехия, Австрия и т. д.). Работы по заготовке древесины в условиях горных лесосек существенно снижают производительность и повышают риски для людей и техники, особенно если не использовать специально приспособленные для этих условий технологические процессы. В статье рассмотрены безопасные приемы работы вальщиков леса на горных склонах. Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства». Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-26-00009, https://rscf.ru/project/22-26-00009/.
В настоящее время основной объем заготовок древесины в России производится при помощи современных машинных комплексов, в основном включающих колесные лесные машины различной компоновки и назначения (харвестеры, форвардеры, скиддеры, процессоры и т. д.). При помощи специальных технических решений, таких как интегрированные в трансмиссию лебедки или самоходные лебедки (T-winch, ROB и т. д.), эти машины с успехом могу эксплуатироваться и на достаточно крутых склонах. В статье рассмотрены современные технические решения для обеспечения безопасной работы лесных машин на горных склонах. Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства». Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-26-00009, https://rscf.ru/project/22-26-00009/.
Техника безопасности — это основной критерий при проектировании и строительстве промышленных автомобильных дорог. Соблюдение правил техники безопасности в практической деятельности инженеров-специалистов основывается на обеспечении соответствующих современных требований к знанию закономерностей возникновения и развития всяких опасностей, непредвиденных ситуаций на дорогах, которые могут оказать влияние на жизнь и здоровье человека, на их умении и опыте работы по предотвращению всевозможных аварий и исключению травм рабочих.
На 30 лет водный транспорт древесины был практически забыт из-за ряда недальновидных постановлений, а также в связи с переходом лесозаготовки и лесотранспорта в руки частных предпринимателей. Но непрерывный рост транспортных тарифов на грузоперевозки, отсутствие дорог вблизи мест лесозаготовки и смещение объемов лесозаготовки в регионы ограниченной транспортной доступности привели к необходимости искать способы снижения транспортной составляющей при доставке древесного сырья на крупные лесоперерабатывающие предприятия. И таким способом оказался транспорт древесины в плотах по водной системе нашей страны, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства».
Основная цель профессиональной деятельности в сфере охраны труда — профилактика несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками. В статье рассмотрен опыт Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в профессиональной переподготовке в области охраны труда.
Статья посвящена актуальным в современных условиях вопросам характеристики групп опасных вредных факторов как основных параметров профессионально обусловленных патологий у работающих в сфере деревообработки. Показан мониторинг безопасности условий выполнения работ на предприятиях деревообрабатывающей промышленности. Рассмотрен состав данных факторов на предприятиях деревообработки с учетом количества работающих. Представлена характеристика причин травматизма и определены меры, направленные на его снижение.
В реалиях современной жизни и работы специалистов по охране труда, работодателей для обеспечения безопасности труда работников в России было сформировано множество нормативно-правовых актов. Из бесчисленного множества нормативных документов работодателю и специалисту становится сложно разобраться с многочисленными нововведениями. В статье рассмотрен комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Технологические процессы переработки древесины сопровождаются выделением в воздушную среду вредных органических веществ. Одна единица технологического оборудования в сутки выделяет в воздух сотни тысяч и миллионы кубометров загрязненного вредными веществами вентиляционного воздуха. Самое распространенное и токсичное из них — формальдегид. Выбросы формальдегида исчисляются тоннами в год. В статье рассмотрено решение проблемы защиты воздушного бассейна промышленных предприятий и населенных пунктов от загрязнения формальдегидом и сопутствующими летучими органическими соединениями с помощью абсорбционно-биохимических установок.
Любое предприятие по деревообработке не может обойтись без такой процедуры, как сушка древесины. Для того чтобы в процессе сушки лесоматериалов не появилось дефектов, следует применять наиболее оптимальную сушильную камеру с наиболее оптимальными режимами работы, для конкретных лесоматериалов. Безопасная и эффективная сушка лесоматериалов во многом является основой безопасной и эффективной работы большинства деревообрабатывающих предприятий. В статье рассмотрены правила безопасной эксплуатации одного из наиболее популярных и эффективных видов сушильных камер для лесоматериалов — вакуумных.
В статье рассматривается задача применения в системах локального позиционирования алгоритмов, основанных на привязке траекторий движения мобильного объекта к графу. Разработано два алгоритма. Первый алгоритм для каждого узла траектории мобильного объекта ищет ближайшую точку на ребрах графа. Второй алгоритм выбирает направление движения мобильного объекта на графе в зависимости от смены направления звеньев траектории.