Служба занятости №2

Служба занятости №2

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Владимир ПУТИН
, Президент Российской Федерации
«Рынок труда становится более гибким. И граждане в случае необходимости должны иметь возможность пройти переподготовку, взять новый профессиональный старт. Надо создать условия и для тех, кто готов переехать на другое место работы, в другой город, в другой регион. Естественно, делать это необходимо с учетом задач территориального развития, привлекая бизнес».

МИНТРУД ИНФОРМИРУЕТ

К ЦИВИЛИЗОВАННОЙ СХЕМЕ
Константин РОМОДАНОВСКИЙ
, руководитель Федеральной миграционной службы России
Если будет создана правильная и прогрессивная система снижения финансовых рисков за счет увеличения стоимости получения разрешительных документов, то она будет эффективно регулировать трудовую миграцию. В этом плане страна движется к цивилизованной схеме. Не все удается решить: слишком много накопилось проблем за 20 лет существования новой России, но эти вопросы будут решены в течение года-двух.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Роберт АКЬЮЛОВ
, доцент кафедры экономики и управления
Уральского института — филиала РАНХиГС;
Елена АКЬЮЛОВА, аспирант кафедры
Недопустимо наполнять рынок труда низкоквалифицированными иностранными работниками. Необходимо создавать условия для привлечения в Россию высококвалифицированных кадров, которые способны эффективно участвовать в процессе инновационного развития экономики страны, а также более органично ассимилироваться в российском обществе, не создавая дополнительной социальной напряженности.

ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ НУЖНО ГОТОВИТЬ
Михаил КУРЦЕР
, председатель Комитета по трудовым отношениям и кадровой политике Российского союза строителей, член Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям
России не хватает рабочих рук, особенно в строительстве. Поэтому наибольшее количество мигрантов работает именно в строительной отрасли. По этой причине мы не можем остаться в стороне от полемики, вызванной предложением бизнес-омбудсмена Бориса Титова существенно либерализовать миграционную политику России.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ В РОССИИ: ДЕКЛАРАЦИИ И РЕАЛИИ
Алиса ОБЛЕЗОВА
, соучредитель Института миграционной политики (Берлин, Германия)
Принцип запрета принудительного труда был последовательно закреплен в Конституции РФ (ст. 37), а в дальнейшем и в Трудовом кодексе. Однако следует констатировать, что развитие миграционного и трудового законодательства в части привлечения к труду работников-мигрантов идет вразрез с конституционными принципами.

ВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ФОРМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ЭФФЕКТЫ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА
Сергей РЯЗАНЦЕВ
, руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН;
Елена ПИСЬМЕННАЯ, профессор кафедры социологии Финансового университета при Правительстве РФ
В советский период система учета мигрантов была ориентирована на фиксацию только «постоянной» миграции, связанной с системой прописки. По инерции этот подход сохранился и в постсоветской России, хотя реалии жизни сегодня выглядят иначе. Россияне стали активно перемещаться, процессы существенно активизировались, появились новые формы временной миграции.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: СОСТОЯНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
Владимир ВОЛОХ
, председатель Общественного совета при ФМС России
Одной из основных задач миграционной политики являются разработка и совершенствование дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы. Ее решение позволит построить более гибкую систему рынка труда, а также правильно оценить спрос и предложение на трудовые ресурсы.

ЗАДАЧА СТИМУЛИРОВАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Лидия БЕЛОВА
, зав. отделением повышения квалификации Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
До настоящего времени в России отсутствует эффективный правовой механизм использования внешней и внутренней трудовой миграции, что в значительной мере препятствует решению актуальных задач по созданию полноценного рынка труда.

ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Этери РУБИНСКАЯ
, доцент Южно-Российского института — филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Масштабные неорганизованные миграционные потоки, возникшие на постсоветском пространстве, стали следствием глубокой социально-экономической и демографической дифференциации между странами распавшегося СССР. Особо сложная, «выталкивающая» ситуация сложилась в странах Центральной Азии, таких как Таджикистан и Узбекистан, где высокий уровень рождаемости, рост безработицы и аграрный тип производства вынуждают людей к миграции.

МИГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ НА РЫНКЕ ТРУДА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Екатерина МОТРИЧ
, заведующая сектором проблем социального развития Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН (Хабаровск)
Начиная с 1990-х гг. на Дальнем Востоке численность населения и трудовых ресурсов сокращается за счет естественной убыли и миграционного оттока жителей. Дальневосточный федеральный округ превратился в донора (экспортера) рабочей силы для других округов РФ и одновременно стал потребителем (импортером) иностранной рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Елена МАСЛЕНКОВА
, старший преподаватель Международного университета «МИТСО» (Республика Беларусь)
Несмотря на возросшую значимость, которая придается взаимосвязи миграции и развития, национальная политика в области трудовой миграции зачастую не в состоянии извлечь из нее максимальную выгоду, поскольку миграционная политика не интегрирована должным образом в стратегию общего развития.

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТРУДА
Магомед АЛИЕВ
, доцент кафедры «Мировая экономика, международные отношения и туризм» СПбГЭУ
Все более значительные массы трудящихся-мигрантов оказываются в уязвимом правовом положении в силу того, что рынок труда не поддерживается синхронизированными межгосударственными мерами в области миграционной политики. Это приводит к тому, что страны имеют потребность в иностранной рабочей силе, а легитимные возможности реализации этих последствий сужаются.

ДИНАМИКА МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В УКРАИНЕ
Ирина ПРИБЫТКОВА
, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии НАН Украины
В январе 1994 г. Парламент Украины принял Закон «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», гарантирующий право свободно покидать страну и возвращаться на ее территорию. Этот закон взорвал старый порядок. С его принятием обрела силу ст. 11 Закона «О занятости населения», допускающая трудовую или предпринимательскую деятельность граждан во время их пребывания за рубежом.

АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА СТРАН ЮЖНОГО КАВКАЗА
Константин ЛИТВИНЕНКО
, научный сотрудник Института проблем рынка РАН, старший преподаватель РГСУ
Артем ЛУКЬЯНЕЦ, старший научный сотрудник центра демографии и экономической социологии ИСПИ РАН
Интеграция экономики стран Южного Кавказа в мировую экономику привела к активизации процесса обмена трудовыми ресурсами разной профессиональной направленности.

ПОЛИТИКА ЕВРОСОЮЗА В ИНТЕРЕСАХ РЫНКА ТРУДА
Виталий БОЖЕНКО
, ведущий научный сотрудник Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН
На фоне успехов европейской интеграции, внушительными темпами продвигающейся к объединению большей части континента практически во всех основных сферах жизни, результаты усилий по формированию единого миграционного законодательства выглядят пока очень скромно. В последние годы страны Евросоюза все более и более ужесточают процедуру получения статуса временного убежища.

ПРОЦЕДУРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ НИЗКИХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ЕС
Юлия МЕЛЬНИЧУК
, координатор проекта по трудовой миграции Бюро Международной организации по миграции в Москве
В большинстве государств Евросоюза наем иностранных работников из третьих стран зависит от результатов обязательного тестирования заявок работодателей на национальном рынке труда, численности установленных квот на привлечение ИРС либо и того, и другого.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
На вопросы читателей журнала отвечает Людмила Французова, юрист по трудовому праву ООО «Кадровый Холдинг «Бета Пресс».