По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.37 DOI:10.33920/igt-01-2401-05

Ассортиментная политика розничных торговых организаций г. Москвы по товарной категории «Продукты переработки плодов, овощей и грибов»

Николаева М.А. д. т. н., профессор кафедры международной коммерции, Президентская академия РАНХиГС
Велян Э.Г. студентка бакалавриата, Президентская академия РАНХиГС

В статье приведены результаты обследования торгового ассортимента магазинов сетей «Магнит», «Дикси» и «Азбука Вкуса» по товарной субкатегории «Продукты переработки плодов, овощей и грибов». Установлено, что торговый ассортимент товарной категории «Продукты переработки плодов, овощей и грибов» в обследованных магазинах идентифицирован как развернутый. Базовая глубина ассортимента представлена 78 торговыми марками и 308 их модификаций. Наиболее высокая степень рациональности ассортимента исследуемой товарной категории отмечалась в магазине «Азбука Вкуса», наименьшая — в магазине «Дикси». Выявлено несоответствие прогнозируемого ассортимента на сайте реальному в торговом зале в магазинах «Магнит» и «Дикси», что свидетельствует о несвоевременном обновлении сайтов этих магазинов. Установлено, что основными направлениями ассортиментной политики этих магазинов являются углубление и стабилизация ассортимента. Кроме того, определены основные тенденции формирования ассортимента продуктов переработки плодов и овощей.

Литература:

1. Николаева М.А. Полезность и вредные свойства пищевых продуктов растительного происхождения: монография. / М.А. Николаева, О.А. Рязанова, Ю.Н. Клещевский. — Москва: РУСАЙНС, 2022. — 398 с.

2. Николаева М.А. Химический состав и пищевая ценность переработанных плодов и овощей / М.А. Николаева, О.А. Рязанова // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов — 2020. — № 3 (62) — С. 62–67.

3. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: учебник / Елисеева Л.Г. , Иванова Т.Н. , Евдокимова О.В. — Москва: Дашков и К°, 2018. — 374 с.

4. Николаева М.А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 12 (197). — С. 15–20.

5. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. — Москва: Норма: ИНФРА — М., 2022. — 424 с.

6. Николаева М.А. Ассортимент субкатегории «Сушеные плоды, овощи и грибы» и направления ассортиментной политики розничных торговых организаций по этой субкатегории / М.А. Николаева, А.Д. Локшин // Товаровед продовольственных товаров, — № 4 (213), — 2022. — С. 264–271.

1. Nikolaeva M.A. Poleznost' i vrednye svojstva pishhevyh produktov rastitel'nogo proishozhdenija: monografija / M.A. Nikolaeva, O.A. Rjazanova, Ju.N. Kleshhevskij. — Moskva: RUSAJNS, 2022. — 398 s.

2. Nikolaeva M.A. Himicheskij sostav i pishhevaja cennost' pererabotannyh plodov i ovoshhej / M.A. Nikolaeva, O.A. Rjazanova // Tehnologija i tovarovedenie innovacionnyh pishhevyh produktov, — № 3 (62), — 2020. — S. 62–67.

3. Tovarovedenie i jekspertiza produktov pererabotki plodov i ovoshhej: uchebnik / L.G. Eliseeva, T.N. Ivanova, O.V. Evdokimova — Moskva: Dashkov i K°, 2018. — 374 s.

4. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. — 2020. — № 12 (197) — S. 15–20.

5. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy t ovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA — M, 2022. — 424 s.

6. Nikolaeva M.A. Assortiment subkategorii «Sushenye plody, ovoshhi i griby» i napravlenija assortimentnoj politiki roznichnyh torgovyh organizacij po jetoj subkategorii / M.A. Nikolaeva, A.D. Lokshin // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. — 2022. — № 4 (213). — S. 264–271.

Одной из наиболее актуальных проблем формирования и совершенствования торгового ассортимента на современном этапе развития общества является обеспечение населения пищевыми продуктами, предназначенными для здорового питания. В структуре таких продуктов на долю плодоовощных товаров приходится 37%, из них большая часть представлена свежими плодами и овощами (2⁄3) и только треть продуктами их переработки: быстрозамороженной продукцией, квашеными, солеными овощами, грибами, мочеными плодами; плодоовощными консервами; сушеными плодами, овощами и грибами.

По пищевой ценности продукты переработки несколько уступают свежей плодоовощной продукции за счет разрушения витаминов, фенольных, красящих и других биологически активных веществ в процессе их термической обработки и длительного хранения [1, 2, 3]. Однако их производство позволяет сохранить значительную часть урожая плодов и овощей, что очень важно в условиях их сезонного выращивания. Кроме того, при производстве продуктов переработки плодов, овощей и грибов за счет происходящих физико–химических и биологических процессов у них формируются новые потребительские свойства, в том числе органолептические свойства, функциональное назначение и улучшается сохраняемость. В результате этого обеспечиваются потребительские предпочтения продуктам переработки плодов, овощей и грибов.

Товарная категория «Продукты переработки плодов, овощей и грибов» с учетом особенностей условий хранения подразделяется на следующие субкатегории:

1. «Квашеные и соленые овощи и грибы, моченые плоды»;

2. «Быстрозамороженные плоды, овощи и грибы»;

3. «Плодоовощные и грибные консервы»;

4. «Сушеные плоды, овощи и грибы».

Во многих магазинах эти субкатегории размещаются в разных частях торгового зала, что обусловлено необходимостью их хранения в разном технологическом оборудовании (например, квашеные, соленые и сушеные овощи, грибы и плоды, плодоовощные консервы размещаются на неохлаждаемых стеллажах, а быстрозамороженная продукция — в холодильных прилавках). Однако на сайте магазинов продукты переработки плодов, овощей и грибов, кроме сушеной продукции, часто выделяют в самостоятельную товарную категорию.

Для Цитирования:
Николаева М.А., Велян Э.Г., Ассортиментная политика розничных торговых организаций г. Москвы по товарной категории «Продукты переработки плодов, овощей и грибов». Товаровед продовольственных товаров. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: