По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.81:006.354 DOI:10.33920/igt-01-2402-03

Ассортимент и ассортиментная политика по субкатегории «Соковая продукция» магазинов трех торговых сетей г. Москвы

М.А. Николаева д. т. н., проф. кафедры международной коммерции и логистики, Президентская академия РАНХиГС
А.Ю. Рыбак студентка бакалавриата, Президентская академия РАНХиГС

Целью данной статьи является анализ показателей ассортимента соковой продукции в магазинах трех торговых сетей, а именно в магазинах «Ашан», «Глобус» и «Перекресток», а также выявление направлений их ассортиментной политики по этой субкатегории. Установлено, что ассортимент субкатегории соковой продукции представлен 12 видами, 44 торговыми марками и 301 модификациями торговых марок, что позволяет отнести его к развернутому. 32% марочного ассортимента составляют бренды. Основное количество брендов соковой продукции представлено производственными торговыми марками (40 ТМ) и только 4 ТМ относятся к собственным торговым маркам (примерно 30% от общего числа брендов). Коэффициент полноты, глубины и устойчивости имеют среднее значение. Наибольшей полнотой, глубиной, устойчивостью и рациональностью отличается ассортимент магазина «Ашан», наименьшей — магазин «Перекресток», что обусловлено различиями в торговых площадях этих магазинов. Степень обновления ассортимента соковой продукции составляет почти 25% реального ассортимента. Направлениями ассортиментной политики обследованных магазинов являются: в «Ашане» — расширение видового ассортимента и углубление марочного ассортимента, а также стабилизация реального ассортимента и обновление за счет торговых марок и их модификаций; в гипермаркете «Глобус» — сокращение видового ассортимента и умеренное углубление марочного ассортимента, а также его обновление; в супермаркете «Перекресток» — умеренное углубление, сокращение видового и марочного ассортимента, его умеренное обновление.

Литература:

1. Тутельян В.А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания: Справочник. / В.А. Тутельян.— Москва: ДеЛи принт, 2002. — 236 с.

2. Технический регламент таможенного союза 023/2011. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей.

3. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник. / М.А. Николаева. — Москва: Норма: ИНФРА — Москва: 2022. — 424 с.

4. Николаева М.А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики / М.А. Николаева // Товаровед продовольственных товаров — № 12 (197) / 2020. — С. 15–20.

5. Николаева М.А. Ассортимент категории «Соковая продукция», реализуемый на предприятиях розничной торговли Москвы / М.А. Николаева, А.А. Петрова, С.В. Рудаков // Товаровед продовольственных товаров — № 3 — 2021. — С. 184–192.

1. Tutel'jan V.A. Himicheskij sostav i kalorijnost' rossijskih produktov pitanija: Spravochnik. — Moskva: DeLi print, 2002. — 236 s.

2. Tehnicheskij reglament tamozhennogo sojuza 023/2011. Tehnicheskij reglament na sokovuju produkciju iz fruktov i ovoshhej.

3. Nikolaeva M.A. Teoreticheskie osnovy tovarovedenija: uchebnik. — Moskva: Norma: INFRA — Moskva: 2022. — 424 s.

4. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovanija torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predprijatijah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov — № 12 (197) / 2020. — S. 15–20.

5. M.A. Nikolaeva, A.A. Petrova, S.V. Rudakov. Assortiment kategorii «Sokovaja produkcija», realizuemyj na predprijatijah roznichnoj torgovli Moskvy. / Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov — № 3 — 2021. — S. 184–192.

Соковая продукция относится к одной из субкатегорий укрупненной торговой категории «Безалкогольные напитки». Кроме нее в эту категорию входят питьевая и минеральная вода, безалкогольные газированные напитки на пищевых добавках, плодово-ягодные негазированные напитки, квас и квасные напитки, тонизирующие напитки, безалкогольные коктейли.

Основным назначением соковой продукции является удовлетворение следующих потребностей: в воде, пластических, энергетических, гигиенических и органолептических. Удовлетворение потребности в воде происходит за счет высокой массовой доли воды в соковой продукции, составляющей во фруктовых соках 80–90%, а в овощных соках — 83–94%. Однако указанное содержание воды не является отличительным признаком соковой продукции от других субкатегорий безалкогольных напитков, кроме питьевой и минеральной воды.

Пластические потребности удовлетворяются за счет физиологически активных веществ, содержащихся в соковой продукции (витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, фенольных соединений, красящих и ароматических веществ, органических кислот и др.). Особую ценность в соках составляют витамины С и Р. Так, во фруктовых соках содержится от 2 до 85 мг, % витамина С. Особенно его много в черносмородиновом соке (85 мг, %), 100 грамм которого удовлетворяют суточную потребность в нем взрослого человека. В некоторых соках (абрикосовом, персиковом, морковном, черноплоднорябиновом и т. п.) содержится значительное количество каротина-провитамина А. Из минеральных веществ в соках преобладает калий. Кроме того, содержатся и другие макрои микроэлементы: магний кальций, фосфор, железо, цинк, медь и др., хотя в значительно меньших количествах.

Соковая продукция представляет также ценность как источник фенольных соединений, красящих и ароматических веществ.

Энергетические потребности человека соковая продукция удовлетворяет преимущественно за счет сахаров (3– 17%), в меньшей мере — за счет органических кислот (0,2–0,5% в овощных соках) и (0,5–5,0 % во фруктовых соках). В соковой продукции отсутствует крахмал, жиры и белки. Энергетическая ценность соковой продукции низкая и составляет 50–70 ккал/100 г во фруктовых соках и 18–60 ккал/100 г в овощных соках. [1]

Для Цитирования:
М.А. Николаева, А.Ю. Рыбак, Ассортимент и ассортиментная политика по субкатегории «Соковая продукция» магазинов трех торговых сетей г. Москвы. Товаровед продовольственных товаров. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: